Проблемы экологии
являются острыми проблемами человечества. Экологическое образование в
дошкольной педагогической науке определяется как система представлений
ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как
полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
В
современных условиях успешное решение задач экологической безопасности и
благополучия в обществе связано с экологическим образованием,
формированием, развитием экологической культуры каждого человека.
Экологическое
воспитание – это прежде всего воспитание человечности, доброты,
ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.
Задача
педагогов довести до воспитанников осознание опасности своих
необдуманных действий в природе в случае загрязнений мест отдыха: леса,
луга, водоема, разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил
пожарной безопасности), разорения гнезд, муравейников, безжалостный сбор
грибов и ягод.
Важно помочь
осознать детям существование связи между своим здоровьем и состоянием
окружающей среды, ограничить свои желания и потребности, если они могут
нанести вред окружающей природе.
Воспитательные
задачи часто осложняются и тем, что дети видят, как взрослые нарушают
элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях
необходимо детям говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя
разговаривать в лесу громко, оставлять мусор в местах отдыха, бросать
мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных
животных.
Одним из направлений
работы нашей организации является развитие навыков экологически
грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны,
выключать свет).
С этой целью в
детском саду в рамках специально-организованных занятий по развитию
речи, ознакомлению с окружающим миром, рисованию, лепке и совместной
деятельности с детьми пристальное внимание уделяется развитию навыков
безопасного взаимодействия с природой.
В
увлекательной наглядно-практической форме обогащается представление
детей о влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении
травматизма, разучиваются пословицы и поговорки о природе, проводятся
познавательные занятия, например, «Солнце, воздух и вода-наши лучшие
друзья», «Как люди вредят природе», «Как бережно относиться к природе»,
«Как можно восстанавливать природу», уроки Мойдодыра и Айболита, которые
помогают нам расти здоровыми.
Для
формирования у детей умения общаться с домашними и дикими животными
используются различные приемы и методы. Самым эффективным методом
является наблюдение. Наблюдая за животными мы обращаем внимание детей на
их состояние: страх, агрессию, голод, боль и побуждаем к проявлению
сочувствия, сопереживания, а самое главное –оказать им посильную помощь,
не забывая при этом об осторожности: не бросаться их гладить, не
трогать руками. Детям объясняем, что животные могут укусить, оцарапать,
что игры с ними могут привести к травмам как животного, так и ребенка.
Формирование
личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая
своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под
воздействием взрослых, воспитывают себя. Формирование экологического
мышления у своих детей - это одна из целей на достижение которой должна
направить свои воспитательные усилия семья. Чтобы эффективно
осуществлять процесс экологического воспитания детей, родителям
необходимо преодолеть сложившиеся стереотипы мышления
(агрессивно-потребительское отношение к окружающей природной среде) и
наладить систему взаимоотношений с природой.
Экологическое
воспитание будет успешным, если взрослые члены семьи сами владеют
знаниями об окружающей природной среде. Порой родители на семейном
отдыхе не соблюдают правила пожарной безопасности. Забывают о том, что
костер необходимо разводить в специально отведенном для этого месте,
предварительно обкопав его, затем должным образом потушить, чтобы
избежать непоправимых последствий. Не убирают и не увозят за собой
мусор. Дети учатся на примере взрослых. Только от нашего с вами
воспитания зависит благополучное будущее наших детей и нас.
Помните,
что сохраненная природа сегодня – это залог качественной жизни завтра,
это забота о тех, кто нам дорог. Только живя в гармонии с окружающей
средой, мы сможем быть по-настоящему здоровыми, а значит, жить
полноценной жизнью.