Монолог Катерины (Действие 2, явление 10) – одна из ключевых сцен
драмы А.Н. Островского «Гроза». Правда, очень часто эта сцена остаётся
за рамками школьного изучения. Чаще анализируют сцену признания
Катерины, сцену её смерти и т.д. И всё-таки, думается, что именно такие
моменты, как монолог с ключом, должны привлекать внимание при анализе
произведений классики, поскольку именно сцены, приподнимающие завесу
тайны над поступками и психологией человека могут воздействовать на
наших юных читателей, возбуждая их интерес не столько к историческому
контексту произведений, сколько к тому вечному, личностному, что
заложено в каждом серьёзном художественном творении.
Преподавание литературы в школе не должно сводиться к выработке
готовых рецептов решения проблем, к формулированию набора готовых
«правильных» ответов – это аксиома. Именно поэтому в каждом
произведении, как мне кажется, учитель, прежде всего, должен увидеть
воспитательные возможности, и вслед за этим постараться предложить
учащимся такой вариант работы, при котором воспитательный момент будет
реализован с наибольшим эффектом.
Многим кажется, что изучение драмы А.Н.Островского «Гроза» –
анахронизм: давно ушёл в прошлое купеческий быт, нет и в помине
ориентации на домостроевские порядки, можно в соответствии со своими
представлениями трактовать понятие свободы. И всё-таки всмотримся
пристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологов
Женщины, заглянем в её мир, постараемся понять мотивы её поступков, ибо
человеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни от
времени пребывания в мире.
Как часто в жизни мы сталкиваемся с досужими суждениями о том, что
отношения в какой-то семье разрушены, а виной всему – новое увлечение
жены или мужа. Ситуация в драме «Гроза» кажется узнаваемой, но
одновременно и интригующей, ибо разрушить узы брака в сложившейся
ситуации невозможно, во-первых, потому что брак Катерины и Тихона
освящён церковью, во-вторых, потому что и по законам светским Катерина
не может думать об освобождении от брачных уз. («Куда ты уйдешь? Ты
мужняя жена», – говорит Варвара, напоминая Катерине о законе). В то же
время именно Варвара понимает, что Катерина не вольна в своих чувствах,
что любовь, неожиданно нагрянувшая, страшащая саму Катерину, может
оказаться разрушительной силой, потому что это первое в жизни Катерины
чувство. Именно Варвара, жалея Катерину, пытается объяснить ей причины
её страданий и дать совет, как лучше всего устроить жизнь: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».
Постараемся предложить пятнадцати–шестнадцатилетним подросткам
вдуматься в ситуацию, рассмотреть её с точки зрения житейской: Катерина
не по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе суженого; выбирали
её, да и Тихон женился не по любви. Задумаемся вместе с нашими
учениками, насколько серьёзным шагом должен быть выбор спутника жизни в
условиях сегодняшней нашей свободы, какой трагедией для самого человека
может обернуться поспешное решение создать семью. Поразмышляем и о
том, что человек, принимающий решения, берёт на себя ответственность не
только за самого себя, но и за тех, кто будет рядом.
Слова Варвары о науке обмана не устраивают Катерину. Искренний и
чистый человек, она реагирует однозначно: «Я буду мужа любить. Тиша,
голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!»
И все-таки план, мгновенно созревший в голове Варвары, реализуется. Почему же вопреки собственным представлениям о жизни, собственным установкам Катерина идёт на встречу с Борисом?Ответ на этот вопрос мы и находим в сцене с ключом.