Махмуд Кашгари (Барсхани) и его наследие. Первый в истории
тюркский ученый-энциклопедист средневекового Притяньшанья — лингвист и
лексикограф, этнограф и фольклорист, историки географ — Махмуд Кашгари
былиз рода основателя государства Караханидов. Его отец Хусейн ибн
Мухаммед был правителем города Барсхан, расположенного на южном (берегу
Иссык-Куля, позднее он переехал в первую столицу Караханидского каганата
— город Кашгар.
Из двух написанных в период 1072—1077 годов Махмудом Кашгари книг до нас дошла лишь одна - “Словарь тюркских языков” (“Диван лугат ат-тюрк”).
Эта книга была переведена в 1226 году Мухаммедом ас-Сави с
древнетюркского языка, а напечатана спустя многие века — лишь в начале
XX века. В настоящее время она издана на турецком, узбекском,
английском, уйгурском языках. В “Словаре” Махмуда Кашгари собраны
поговорки, пословицы, образцы народной поэзии, многообразного тюркского
фольклора, В нем содержатся исторические и географические сведения — о
живущих в составе Караханидского каганата тюркских народах, его войсках,
местностях, городах и селениях. Благодаря его данным ученые установили,
что в восточной часисаганата проживали племена чигиль, ягма, аргу,
тухси, кыпчаки, согды и другие. Пять раз в “Словаре” в качестве одного
из тюркских племен упоминаются кыргызы.
Большой научный интерес
представляет для нас географическая карта мира, составленная Махмудом
Кашгари. На ней изображены озеро Иссык-Куль, города Баласагун, Барсхан,
Кашгар и другие местности средневекового Кыргызстана.
Родина Жусупа Баласагуни.
В 13 километрах к югу от современного города Токмок, расположенного в
Чуйской долине, находится башня Бурана (от арабского "монара" - башня с
сигнальными огнями). Как установили в результате многолетнего
кропотливого труда историки и археологи, эта башня была сторожевой
башней города Баласагун — столицы караханидского государства.
Древний
город Баласагун представляет для нас огромный интерес еще и потому, что
в нем родился наш известнейший земляк — поэт и мыслитель Жусуп Баласагуни, живший в XI веке.
До
XIII века город Баласагун был культурно-политическим центром восточных
тюркских народов. Свидетельством тому — проходивший через него Великий
Шелковый путь. В отличие от других городов Средней Азии Баласагун не
пострадал во время нашествия войск Чингис-хана. Наоборот, монголы дали
ему новое название — Гобалык (хороший город).
Родной город Жусупа
Баласагуни просуществовал до XIV— XV веков. Но уже до этого он утратил
свое значение развитого и ведущего города региона. Однако память о нем
сохранена в имени великого Жусупа Баласагуни.
История оставила
мало сведений об этом человеке. Известно, что Жусуп Баласагуни родился в
1015—1016 годах. Это был один из образованнейших людей своего времени —
он хорошо знал географию, историю, философию.
Поэма “Благодатное знание” (“Кутадгу билиг”, тюркск). Поэма
“Благодатное знание, или Наука об управлении государством” Жусупа
Баласагуни - первое тюркоязычное ли-тературное произведение. Он начал
писать ее в Баласагуне, а закончил в Кашгаре. Поэт работал над своим
творением полтора года, а когда закончил, преподнес его в дар правителю
Кашгара Тамгач Богра кара-хану Абу Али Хасану. Хан понял глубокий смысл
поэмы. В знак высокой оценки и благодарности он присвоил поэту высшее
Худ. К. Маленов. придворное звание - улуг хасс-хаджиб.
Поэма
написана ярким языком — в виде диалогов, изречений и назиданий и
отличается глубоким содержанием. Она охватывала разные стороны жизни
человека и общества: учила управлению государством и политике, объясняла
смысл человеческой жизни. Прекрасно знавший психологию людей, автор
говорил о вещах, которые касаются каждого — об истине, счастье,
мудрости, терпеливости и простоте, о том, как человек должен вести себя,
какие обязанности он имеет, какие качества ему необходимо в себе
развивать:
Усвой, что сказал проницательный муж,
Разумное слово - отрада для душ:
Есть вещи, что портят нас, душу губя,
Кто с ними сроднился, тот губит себя.
Одна вещь - язык, чья отрада навет,
Другая - дать слово и рушить обет.
А третья - любовь к возлияньям хмельным,
И ясно: исход ее будет дурным.
Упрямство - вот тоже злокозненный вред,
К упрямцам любви и почтения нет.
Еще одно зло - быть злонравным, худым,
Со всеми людьми перессориться в дым.
Еще одно - злобный, как ветер, язык,
Способный прогнать собеседника вмиг.
Большое место в “Благодатном знании”
отведено назиданиям и наставлениям о важности учения, знания, о пользе
овладения науками. Он подчеркивает, что если ребенок с детства будет
стремиться к постижению знаний, будет упорным, то, возмужав, он легко
достигнет поставленных целей, что управлять государством