В поэме
Некрасова “Княгиня Трубецкая” описывается встреча княгини Трубецкой с иркутским
губернатором.
Княжна, последовавшая за ссыльным
мужем декабристом в Сибирь, встречается в Иркутске с губернатором, которому был
дан приказ любыми средствами отговорить её от поездки на каторгу.
Губернатор приложил много усилий, чтобы удержать женщину от пути в ссылку
вместе с мужем. Какие только доводы не приводил он ей: и то, что её отъезд
“убил отца” княгини, у которого “семь лет служил” городской начальник; и то,
как тяжело жить в ссылке, где “восемь месяцев зима” и как непосилен каторжный
труд. На что княжна отвечала, что привыкнет ко всему “шутя”. Тогда губернатор
прибегает к лживому обвинению в адрес её мужа, что он якобы “увлёкся призраком
пустым”, и самой Трубецкой, которая, по словам губернатора “бежит” за мужем,
“как жалкая раба”. На что княгиня отвечала словами, исполненными горячего
патриотизма:Нет! Я
не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь –
Соперница моя,
И если б можно было, вновь
Ему простила б я! …
Последней
попыткой губернатора остановить княгиню Трубецкую были его увещевания о том,
что она должна будет отречься от богатства и привилегированного положения,
лишиться всех прав на наследование имущества, на возвращение в центральную
Россию. Княгиня отвечала, что готова пойти за мужем и пешком, что подпишет
отреченья от своих прав, которыми “не дорожит”. Для неё нет дороги назад, где
“и прежде был там рай земной”,
А нынче
этот рай
Своей заботливой рукой
Расчистил Николай.
Там люди заживо гниют –
Ходячие гробы …
Что там найду я? Ханжество,
Поруганную честь,
Нахальной дряни торжество
И месть …Известно,
что жёны декабристов пошли в сибирскую ссылку не из-за своих идейных убеждений,
а из любви к своим мужьям, из чувства личного долга.
Некрасов в поэме показывает поступок жён декабристов не только как выполнение
ими супружеского долга, но как сознательный героизм, как выражение протеста,
как подвиг борьбы.