Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся
на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой
скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу
которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с
фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида
которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20
метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое
святилище.Статуя расположена лицом к Нилу и восходящему Cолнцу.
Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного
божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде
льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно
считать сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него
фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу
Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с
Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил
ему особый храм к северо-востоку от сфинкса. Древнеегипетское название
Большого сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и
означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному
мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из
древнеегипетского, неосновательно. Обстоятельства и точное время
возведения сфинкса пока остаются загадками. Принятое в современной
литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был
Хефрен (Хафра), подтверждается только тем, что при строительстве храма
при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при
возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от сфинкса
археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафры. Существуют и
другие мнения относительно заказчика сфинкса. Инвентарная стела,
обнаруженная в Гизе Мариетом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная
незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую
выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу).
Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и
ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из
исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо. Видный
современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по
своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной
деятельности Хуфу. В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с
предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын
Джедефра.