А́вторский жанр — уникальная совокупность устойчивых жанровых
(то есть как формальных, так и содержательных) признаков,
сформировавшаяся в творчестве определённого автора и целенаправленно, в
рамках определённой художественной задачи, воспроизводимая в дальнейшем
им, а также другими авторами. Возможность появления авторских жанров
выкристаллизовалась в XX веке, после разложения традиционной системы литературных жанров[1].
Особенно в новейшей поэзии, по мнению исследователя, «созидание
авторской оригинальной жанровой модификации становится одним из
важнейших художественных приёмов в определении суверенности своего
поэтического мира»[2].Выразительным примером авторского жанра могут служить моностихи Владимира Вишневского, обладающие целым рядом устойчивых характеристик, от просодических (почти все они написаны пятистопным ямбом) и пунктуационных (все без исключения моностихи Вишневского заканчиваются многоточием) до жёстко ограниченного круга тем, мотивов, образов и постоянства лирического героя — манерно-куртуазного хама[3].
Собственные высказывания Вишневского (в интервью, предисловиях к своим
публикациям) подтверждают сознательный выбор им такой творческой
стратегии[4],
а широко публикуемые разными юмористическими изданиями аналогичные
тексты других авторов, воспринявших у Вишневского все или почти все
свойства его моностиха (при том, что сам по себе моностих появился в
русской поэзии задолго до Вишневского и имеет богатую и разнообразную
традицию), говорят о том, что предложенная Вишневским жанровая модель
жизнеспособна и воспроизводима. На примере Вишневского можно увидеть и
то, что работа с авторским жанром позволяет автору перейти в
пространство массовой литературы или, по крайней мере, сдвинуться по направлению к ней: ведь массовая литература функционирует по законам рынка, и авторский жанр оказывается аналогом индивидуального бренда. Близкий по структуре и функционированию феномен представляют собой «вредные советы» Григория Остера.
В иных случаях, однако, этот эффект оказывается, по-видимому, побочным:
черты авторского жанра, которые можно усмотреть в рассказах Хорхе Луиса Борхеса[5], малой прозе Даниила Хармса, нескольких типах стихотворений Дмитрия А. Пригова,
не переводят эти тексты в массовую литературу, но, безусловно,
прибавляют им популярности. Об авторском жанре говорилось также
применительно к таким авторам, как Леонид Губанов[6], Вилли Мельников[7], Владимир Сорокин[8], Владимир Шаров[9] и др.Понятие авторского жанра не следует смешивать с другими способами
группировки текстов одного автора в те или иные единства, и прежде всего
с понятием идиостиля,
подразумевающим непроизвольную, сущностную уникальность
формально-содержательных характеристик принадлежащих данному автору
текстов.Эм может это?