«Что приходит в голову при словах «уроки химии»? – задают вопрос авторы школьной лингвистической энциклопедии. – Таинственные превращения в пробирках, все шипит, клокочет, меняет цвет… Математика – поиск, направление мысли, и наконец – эврика! – ответ найден, и как логично, красиво решение! История – даль прошлого, множество сложно связанных между собой событий, битвы, древние цивилизации… География – столько стран, народов, как велик и разнообразен мир! А теперь русский язык… Что представляется? Правила, диктанты, ошибки, снова правила… «Чем занимаются языковеды? – удивляются ученики. – Еще в десять раз больше правил придумывают?» Между тем в языке есть и чудесные превращения, и красивая логика, и даль истории, и разнообразие стран и народов». Задача учителя и состоит в том, чтобы познакомить детей с чудесными превращениями, происходившими с языком на протяжении многовековой истории, заинтересовать наукой лингвистикой, которая ищет ответы на сложные вопросы: «Что такое язык? Как он устроен? Как развивается? Из каких частей состоит? Как взаимодействуют эти части? Как связан язык с деятельностью человека? Возможно ли совершенствование языка?». Развеять представление о филологе как об ученом-затворнике, показать, что среди лингвистов встречаются ученые, которые способны знаменовать новый этап развития науки, и эрудиты, готовящие факты для многочисленных фундаментальных описаний, и критики, способствующие движению научной мысли; показать, что в языкознании сосуществуют архаисты, староверы и новаторы и что наука о языке знала периоды блестящих взлетов и временных застоев, которые затем сменялись прорывами на пути к истине. Другими словами, необходимо сформировать у школьников лингвистическую компетенцию.