Мое восприятие образа Базарова предопределено прежде всего тем, что И. С. Тургенев посвятил роман В. Г. Белинскому. За этим стоит уважение, признание личного авторитета Белинского. Как писал Н. А. Некрасов: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврецком, Базарове — умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую жизнь, они превращались в «рыцарей на час» или погибали, как Рудин, Базаров.
Для понимания образа Базарова особенно важна десятая глава романа — кульминация полемики Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Здесь Базаров углубляет понятие нигилизма: «Мы действуем в силу того, что признаем полезным... — говорит он. — В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем». Эти слова заставили Павла Петровича «возопить»: «Нам дорога цивилизация, ее плоды... Вам только в калмыцкой кибитке сидеть!..» Говорят они о разном: Базаров выступает против устаревших форм «барской» культуры, против словоизвержения, за разумные действия, разрушающие отжившие идеалы, у Кирсанова же свои взгляды: «без принципов» шагу ступить нельзя! Базаров трезво судит о людях, соединяющих в себе душевные и телесные потребности, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество — и болезней не будет». В суждениях Базарова чувствуется смелая мысль, автор симпатизирует герою, но всегда ли симпатизируем ему мы?