1.Битву с барсом....Потому, что появление барса
рождает в его душе не страх, а презрение к смерти, жажду борьбы с этим
опасным противником и победы, и это явилось кульминацией поэмы.
2. В последующих главах показан монолог Мцыри, его исповедь. Он
говорит о том, что он обрёл , сбежав из монастыря. Он любит свободу, он
понял истинное чувство любви, он познал значение борьбы, схватки за
жизнь. Вкус свободы оказывается так сладок, что за него можно отдать
жизнь - вот главная мысль романтической поэмы.
3. Исповедь — это
откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих
мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться — значит покаяться в своих
грехах, ничего не утаить. Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а
утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», —
говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».
4. Защищая свое право на волю и счастье, он отрицает самые основы
религиозной морали и монастырского существования. Не «кельи душные и
молитвы», а «чудный мяр тревог и битв» ; не одиночество в
«сумрачных стенах», а «отчизна, дом, друзья, родные», общение с близкими
и милыми людьми; не самоограничение и аскетизм монахов , а
полнота жизни, радость бытия-таковы жизненные идеалы Мцыри ,
отстаиваемые им в споре с монахом .
5. Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни
одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться.
Монастырь превратился для него в тюрьму
6. Его поразила красота природы.... свободная жизнь, он вдохнул запах "свободной жизни"
7. Кавказ как территория
бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо
превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя
с природой и боя с самим собой.
8. Он свободный человек и в неволе (монастыре) жить не мог.
Убежав во
время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него за
монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую
открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри
ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти "пышные
поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом", "горные хребты,
причудливые, как мечты". Эти картины вызывают в герое смутные
воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Опасности,
с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла,
которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно
сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в
свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего
положения, герой не променял ее на "рай и вечность". Через всю свою
короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.