1.Упадок Римской империи. Власть императора ослабла, появилось много желающих захватить престол. Огромные пространства империи нужно было контролировать с помощью армий, в которых львиную долю составляли варвары. Кроме этого, увеличивалась численность населения. А это приводило к уменьшению площади лесов, порче земли. Вообще портился весь жизненный уклад римлян. Их больше стали интересовать развлечения и застолья, чем развитие государства и его политики.
Поражение гуннов в гунно-китайских войнах. Эти противоборства происходили с 200 года до нашей эры вплоть до 180 года нашей эры. В результате гунны откочевали в западные земли, вынудив другие народы перемещаться в новые края («эффект домино»).
Появление нового экономического центра Римской империи – Галлии, там процветала торговля. Германцы стремились занимать территории около границы Римской империи и требовали правового подкрепления своего права на проживание на этих земля.Славяне присоединились к общему потоку миграции в середине четвертого века. В это время они еще «дружили» с готами. Но впоследствии готы и славяне стали противниками. Славяне присоединились к гуннам.
Из-за нашествия гуннских племен часть славян вынуждена была расселиться в направлении запада и юго-запада. А другая часть мигрировала к Византийской империи - на восток.
В пятом веке славяне заселили районы рек Днепр, Днестр и Дунай. А с 6 века совершают набеги на Балканский полуостров, подходят к столице Византийской империи – Константинополю.
2.Половецкая каменная скульптура (половецкая баба) – статуя, символизирующая предка. Появились такие скульптуры в Донецких степях в 9 – 13 веках. Скульптуры сделаны из серого песчаника и имеют высоту от 1 до 4 метров. Название скульптуры – половецкая баба происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец». Типы половецких каменных баб: Человеческие фигуры из специально подобранных удлинённых камней. Изображения мужчин с усами и небольшой бородой. Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены сережками, изредка на шее ожерелье. Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия. Фигуры с кинжалом или саблей. Фигуры женщины иногда, как «Чернухинская мадонна» держит на руках ребёнка. Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица. Старейшие типы статуй — удлиненные плоские со слабо обозначенными чертами фигуры или совсем без неё. Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде шапочки вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в степи приблизительно в первые десятилетия XI века. Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.