Российская армия в ее современном понимании начала создаваться императором Петром I в конце XVIII века частично под влиянием европейских систем, частично под влиянием исторически сложившейся чисто русской системы званий. "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины обретаются" введена в действие Указом императора Петра I 24 января 1722 года и просуществовала по 16 декабря 1917 года. По Табели все, существовавшие тогда должности (чины) были распределены по 14 классам. Чины (должности) классов XIV-IX назывались обер-офицерскими чинами, XVIII-V штаб-офицерскими, IV-I генеральскими. При первом прочтении Табели возникает ощущение, что здесь допущена масса ошибок и несуразностей. Так чин лейтенанта прописан одновременно в XII, VII и VI классах; генералы от IX по I класс.
В русской армии единообразная форма одежды для войск была введена в период реформ конца XVII — начала XVIII века, в правление Петра I. Созданное по образцу западноевропейского, обмундирование у пехоты и артиллерии включало в себя кафтан, под который надевались камзол, короткие штаны, чулки и башмаки; у кавалерии — кафтан, камзол, лосины. Цвета соответственно были: темно-зеленый и красный в пехоте, синий и красный в кавалерии, красный в артиллерии. Шляпы у всех родов войск были черные. Знаками различия для офицера служили металлическая пластина, носившаяся на шее, шарф через плечо и галуны по обшлагам кафтана.
Во второй половине XVIII века армия получает плоские погоны и эполеты, которые первоначально носятся на левом плече, не давая сползать патронной сумке. Одновременно они служат знаком различия полков.
Плащи заменяются шинелями, офицеры вне строя получают сюртуки. Форма, установленная в 1786 году, была самой удобной из всех, которые видел XVIII век. Армию по инициативе Г. Потемкина одели в мундиры свободного покроя, куртки, просторные шаровары, сапоги (бывшие до этого только у кавалеристов) и легкие практичные каски. Тогда же обмундирование поменяло цвет на светло-зеленый.
Однако общая тенденция развития обмундирования все же шла в ином русле —удобство и практичность приносились в жертву моде. Условия местного климата совершенно игнорировались, и на русскую почву слепо переносились образцы западноевропейской формы, бывшей сущим мучением для солдата. Дело доходило до того, что тогдашние инструкции предписывали рекрута «одевать мало-помалу, из недели в неделю, дабы не вдруг его связать и обеспокоить» . Нелепые пудреные парики и накладные усы комментариев не требуют.. .