Дело в том, что зарождение культуры и быстрое
поступательное развитие в Италии были обусловлены историческими особенностями
страны.
Первые признаки Возрождения были заметны ещё в XIII и XIV
веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.) , но оно твёрдо
установилось только с 20-х годов XV века.
Среди предпосылок зарождения и развития культуры в Италии
одной из важнейших была широкая система образования — от начальных и средних
школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и
профессиональной подготовки в лавках купцов и ремесленников до многочисленных
университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для
преподавания дисциплин» расширявших рамки традиционного гуманитарного
образования. Наконец, немалую роль сыграла в Италии и особенно тесная
историческая связь ее культуры с римской цивилизацией — не следует забывать о
многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Восстановление
преемственности с античной культурой — задача, выдвинутая деятелями
Возрождения, не случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась
именно в Италии, для которой культура Древнего Рима была важной частью се
собственного прошлого. Новое отношение к античному наследию стало здесь
проблемой воскрешения традиции предков.
В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма,
утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его
творческих сил. Основоположниками итальянского гуманизма считаются Петрарка и
Боккаччо.
Новые веяния наметились в поэзии «сладостного стиля» ,
искусстве Проторенессанса, творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» —
поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрения, как и другие
сочинения великого флорентийца (трактаты «Пир» и «Монархия» , поэтический цикл
«Новая жизнь») , содержат немало идей, воспринятых и развитых позднее
гуманистами.
Крупнейшими мастерами искусства Возрождения, наглядно
выразившими темы и идеалы эпохи, были художники Мазаччо, Пьеро делла Франческа,
Мантенья, фра Анджелико, Антонелло да Мессина, Боттичелли, Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто и др. , скульпторы Донателло и
Микеланджело, архитекторы Бруннелески, Браманте, Палладио. Главными центрами
искусства Возрождения были Флоренция и впоследствии Рим и Венеция.
На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Италии
повлиял и психологический климат городской жизни, изменения в менталитете
различных слоев общества.
Среди многочисленных центров гуманистической культуры в Италии важную роль
играли Неаполь, Павия, Венеция и, прежде всего, Рим при папах Николае V и Пие
II и Флоренция времен Медичи. В кон. XV в. возникают кружки гуманистов в
Северной Европе — Нидерландах и Германии (Эразм Роттердамский, Рейхлин, Ульрих
фон Гуттен) .