Мышление — высшая
ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира,
основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий,
представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях
окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи
первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет
рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно,
психологии и физиологии.
Мышление является функцией головного мозга. Существует несколько теорий
физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павловамысль —
следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью.. Для её
осуществления требуется работа нескольких систем мозга.
Первая
из них — подкорковая область. Её активизируют
безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система — полушария головного мозга без лобных долей и
отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью
«подключаются» к безусловной реакции. Это — первая сигнальная система.
Принцип
3 системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение
сигналов из первых двух инстанций. Это — вторая сигнальная система. На её
уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому
в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и
речезрительный. Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её
условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только
прошлое и настоящее, но и будущее.
Физиологическая
основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы,
общие для нервной системы, в основном, сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.