Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль» -
проблема воспитания передовых людей. Митрофан, будущий гражданин страны,
который должен творить дела во благо Отечества, с рождения воспитывался
в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и
воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. У Митрофана и не
возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятни да
жениться.
Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и
отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются
выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля
остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой
моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми,
Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям
Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что
«он дитя не неволит».
В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя
которого стало нарицательным, но и образом бессердечия. Пока мать -
полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, выдумывает объяснение: «Так
мне жаль стало… тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Когда же
за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в
опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится
откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство
– худшее наказание злому невежеству. «Вот злонравия достойные плоды!» -
подводит итог Стародум.
Грубость лексики выдаёт в Митрофане жестокосердие и злую волю;
непросвещённость души ведёт к лени; грубость чувств низводится к чисто
животным инстинктам. В сцене драки Скотинин называет Митрофана «чушкой
проклятой». Всем своим поведением и речами Митрофан оправдывает слова
Стародума: «Невежда без души – зверь».
Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его
правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется
«больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.