Комедия "Недоросль" была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18
веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна
из особенностей произведения - "говорящие" фамилии, поэтому автор назвал
главного героя Митрофаном, что означает "являющий свою мать".
Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в
современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь
Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя
мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а
только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого "...
ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!.. "
Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили:
"... имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена... " Они
презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал,
что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем
достоинство. "...Золотой болван - все болван... "
Характер
человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка?
Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность,
жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители - всегда
главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему
сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах
хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в
связи с этим сильно избаловала его:
- Поди ж дай позавтракать ребенку.
- Он уж и так пять булочек скушал.
- Так тебе жаль шестой, бестия?
Вот какое усердие! извольте смотреть.
"... Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань... "
Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана - он растет невеждой.
Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они
были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не
заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если
что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три
года он уже учился, а нового ничего не узнал. "... Не хочу учиться, хочу
жениться... "
Этим учителям госпожа Простакова предпочитает
бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и
если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.
В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.
"... Вот злонравия достойные плоды! " Эта реплика Стародума говрит о
том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому
результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.
Я
думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно
поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия
"Недоросль". Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного
главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их
родителей