Сочините диалог Пьера Абеляра и Бернара Клервосского о том, соединимы ли вера и сомнения,...

0 голосов
361 просмотров

Сочините диалог Пьера Абеляра и Бернара Клервосского о том, соединимы ли вера и сомнения, рассуждения


История (16 баллов) | 361 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

ПЬЕР АБЕЛЯР И БЕРНАР КЛЕРВОССКИЙ
Сложно найти двух других религиозных философов, живших в одну и ту же историческую эпоху, которые были бы настолько не похожи друг на друга. Оба – знаковые фигуры своего времени, имевшие множество учеников и почитателей, они представляли два разнонаправленных течения религиозной философии: первое из которых (учение Абеляра) превозносило образованность, осведомленность во всех тонкостях религиозного учения, и детальное знание священных текстов, а второе (учение Бернара Клервосского) – превыше всего ставило смирение, аскетизм, безраздельную и слепую веру.

Пьер Абеляр был старше Бернара Клервосского более чем на десять лет. Получив блестящее образование, соединившее в себе как светские (военно-рыцарские) так и религиозные (философские) познания, Абеляр отказался от предназначавшейся ему военной карьеры и отправился самосовершенствоваться в Париж, где стал учеником известного в те времена философа Гийома де Шампо. Быстро превзойдя своего учителя в искусстве философских дебатов и рассуждений, Абеляр снискал славу неподражаемого лектора и «главы диалектиков», послушать которого съезжались со всех концов Франции. Во время своего пребывания в Париже Абеляр влюбился в свою юную ученицу, Элоизу. История этой любви была трагична: узнав о связи Элоизы с Абеляром, опекун девушки, Фульбер, решил отомстить философу. Однажды ночью к спящему Абеляру ворвались люди Фульбера и оскопили его. Впоследствии Элоиза приняла постриг.

Абеляр также удалился в монастырь, но многочисленные ученики не оставляли философа, требуя, чтобы он вернулся к преподаванию. Популярность Абеляра, как и его смелые философские идеи, нередко входившие в противоречие с официально принятыми религиозными положениями, у многих вызывали раздражение. Его подчеркнутая приверженность к доказательности в философии, превознесение рациональности и образованности, оборачивалась возможностью сомнения в священных текстах и насмешкой над теми клириками, которые являлись глубоко верующими, но невежественными. Кроме того, тот образ жизни, который вел Абеляр, нельзя было назвать образцом благочестия, и это приводило к обвинениям в том, что своим примером он растлевает молодежь, которая была особенно многочисленна среди его почитателей. Все вышеперечисленное стало причиной того, что учение Абеляра не раз подвергалось осуждению. Впервые это случилось в 1121 году на церковном соборе в Суассоне, где трактат Абеляра «Введение в теологию» был признан еретическим. В тот раз Абеляру пришлось приложить немало усилий к тому, чтобы добиться для себя прощения. Однако двадцать лет спустя, в Сансе, история повторилась: состоялся новый собор, осудивший учение Абеляра и его трактат «Теология». Инициатором этого собора стал Бернар Клервосский.

Как уже говорилось выше, Бернар Клервосский представлял собой полную противоположность Пьеру Абеляру. Глубокий мистик, ведущий, в отличие от Абеляра, чрезвычайно аскетический и благодетельный образ жизни, Бернар был основателем монастыря Клерво (1115 г.) и его настоятелем. Превыше всего ставивший смирение и фанатичную веру, он являлся инициатором второго крестового похода и принимал активное участие в создании ордена тамплиеров, написав для него первый устав. Снискавший огромный авторитет, Бернар Клервосский был признан светскими правителями и папой в качестве одного из крупнейших религиозных деятелей 12 века.

Абеляр, со своим свободным поведением и превознесением рациональности в религиозной философии не мог не вызывать у Бернара сильнейшего раздражения. Суть своих претензий к Абеляру он изложил в своем письме к епископам и кардиналам Римской курии, отправленном им по случаю организации церковного собора в Сансе. Там Бернар Клервосский писал буквально следующее: «Человеческий разум захватывает себе все, не оставляя ничего для

(64 баллов)