В 1842 году Некрасов встретил женщину, оказавшую огромное влияние на
всю его жизнь. Авдотья Яковлевна Панаева была не только одной из
красивейших дам Петербурга, она также славилась умом, писательским
талантом, выступала в качестве хозяйки модного литературного салона,
собиравшегося в доме ее супруга — Ивана Панаева. Сначала она была
холодна к Некрасову. Ответила красавица на чувства поэта только в 1846
году, положив начало одному из самых оригинальных романов культурной
России второй половины девятнадцатого столетия. Дело в том, что Николай
Алексеевич переехал в дом Авдотьи Яковлевны и ее мужа. Около шестнадцати
лет они жили втроем. Самое интересное — Панаев сумел сохранить неплохие
отношения с Некрасовым. Вместе литераторы работали над журналом
«Современник». Странный роман поэта завершился в 1863 году. Панаева ушла
от Некрасова практически сразу после смерти своего законного мужа.
Любви к Авдотье Яковлевне Николай Алексеевич посвятил серию
стихотворений, известную под названием «панаевский цикл». В него входит и
миниатюра «Прости», датированная 1856 годом. Она пользовалась огромной
популярностью у русских композиторов. На данный момент существует около
сорока композиций. В частности, музыку для стихотворения написали
Римский-Корсаков, Чайковский, Кюи. Произведение представляет собой
искреннее, нежное, трогательное прощание с любимой женщиной. Лирический
герой просит забыть ее все, что может вызвать негативные эмоции, — дни
тоски, озлобления, уныния, проявления ревности, слезы. При этом он
призывает помнить лучшие времена, когда в паре царила любовь.
«Панаевский цикл» — своеобразный роман в стихах. По произведениям,
включенным в него, нетрудно проследить, как развивались отношения
Николая Алексеевича и Авдотьи Яковлевны. Становится понятно, насколько
сложно порой приходилось влюбленным, как тяжело они переживали ссоры.
При этом Некрасов описывает не только чувства лирического героя. Он
создает женский характер, показывая его в развитии, в различных
проявлениях. Такой подход к любовной лирике был новаторским для русской
поэзии девятнадцатого столетия. Еще один важный момент — человеческую
природу Некрасов в «панаевском цикле» постигал не в духе «натуральной
школы», к которой был близок. В этом смысле он, скорее, следовал за
Достоевским, что отмечается многими литературоведами, изучавшими
творчество Николая Алексеевича.