Трансакционные издержки (Transaction costs) – это издержки, которые относятся не к производству продукции непосредственно (расходы на сырье, заработную плату, материалы, транспортировку и пр.), а с сопутствующими этому производству косвенными затратами на сбор и поиск всей необходимой для деятельности информации, заключение различных сделок, контрактов, договоров и пр.
Данный термин был впервые введен американским экономистом Р. Коузом в своем труде «Природа фирмы» в 1937 г., впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премии по экономике именно за изучение трансакционных издержек в 1991 году.
Существует несколько видов трансакционных издержек. Перечислим важнейшие из них.
Издержки поиска информации. Имеются в виду, прежде всего издержки, связанные с поиском контрагентов хозяйственных и прочих сделок, а также поиск максимально выгодных условий, в отношении цены, купли-продажи. Перед тем как заключить нужную сделку, экономический агент собирает необходимую для него информацию о контрагенте (например, страховая компания, перед тем как застраховать вашу жизнь, потребует от вас множество справок о состоянии вашего здоровья, а также обязательно проверит их достоверность). Цены на одинаковое благо могут существенно отличаться на разных рынках, и каждый из нас знает то, что люди с более низкими доходами, прежде чем купить необходимый товар, сначала обойдут несколько магазинов и рынков в поисках низкой цены.
Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Чтобы заключить необходимое соглашение между сторонами, требуются затраты денег и времени. Например, вы собираетесь опубликовать написанный вами детективный роман. Вам потребуется знающий агент, который будет вести все нужные переговоры с издателем, поэтому потребуются денежные средства для оплаты услуг агента. Сами переговоры займут некоторое время. И наконец, подписание долгожданного договора, а также дружеский ужин с издателем тоже будут являться трансакционными издержками заключения контракта.
Издержки измерения. Все блага обладают различными свойствами, которые приносят полезность их обладателю. Например, вы собираетесь купить шубу. Перед тем как совершить покупку, вам необходимо убедиться в качестве меха, окраски, пошива и пр. Придирчивый покупатель перед выбором будет мять мех, встряхивать шубу, пытаться выдернуть ворс и может быть даже нюхать для того чтобы определить качество выделки. В данном случае издержки измерения затрудняют покупку для тех, кто не обладает знаниями о товаре. Минимизирует издержки измерения такое свойство как торговая марка (бренд) какой-либо известной фирмы, но и в данном случае ни