Образ Ивана Грозного в балладе "Князь Михайло Репнин". СРОЧНО! Зарание спасибки.

0 голосов
400 просмотров

Образ Ивана Грозного в балладе "Князь Михайло Репнин". СРОЧНО! Зарание спасибки.


Литература (60 баллов) | 400 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

На протяжении веков особый интерес у русских
писателей вызывает тема власти в историческом
процессе с акцентом на выявлении позитивных ине-
гативных сторон деятельности монарха. И, бесспор-
но, одним из самых популярных исторических пери-
одов для художников слова является время образо-
вания единого Русского государства (XVI – XVII вв.),
где центральной фигурой выступает Иван Грозный.
Образ первого царя «всея Руси» нельзя назвать одно-
значным, однако в ходе исторических процессов
в социуме складывается его стереотипное восприя-
тие: Иван IV предстает жестоким тираном и деспо-
том. Такую классическую трактовку образа Ивана
Васильевича мы обнаруживаем в творчестве А. К.
Толстого.
Впервые «грозный» царь появляется в балладе
«Василий Шибанов» (1842 г.), затем его образ про-
должает развиваться в стихотворных произведени-
ях «Князь Михайло Репнин» (1840-е гг.) и «Стариц-
кий воевода» (1848 г.). Самыми масштабными рабо-
тами об Иване Грозном становятся историческая
повесть «Князь Серебряный» (1862 г.) ипервая часть
драматической трилогии «Смерть Ивана Грозного»
(1865 г.). Но и после произведения о страшной смер-
ти правителя Толстой не оставляет тему Ивана IV.
В балладах «Чужое горе» (1866 г.), «Змий Тугарин»
(1867 г.) и «Поток-богатырь» (1871 г.) Иван Василье-
вич появляется уже как воспоминание, пророчество
или видение прошлого. А в сатирическом стихотво-
рении «История Государства Российского от Госто-
мысла до Тимашева» (1868 г.) царь Иван становится
одним из персонажей исторической хроники.
Откровенно обличительное изображение царя
в первую очередь связано с исторической концеп-
цией писателя, которую он выражает следующим
образом: «Свобода и законность, чтобы быть проч-
ными, должны опираться на внутреннее сознание
народа; а оно зависит не от законодательных или
административных мер, но от тех духовных стрем-
лений, которые вне всяких материальных побуж-
дений» [1, 509]. И, в соответствии со своей морали-
заторской позицией, в исторических произведени-
ях Толстой продвигает идеалы добра, создавая
контрастных положительных и отрицательных
героев.
Примечательно, что во всех произведениях
с участием Ивана IV Толстой обращается ко второй
половине правления царя. Переезд Ивана Грозно-
го в Александровскую слободу – точка отсчета,
поставленная в «Василии Шибанове». Для писате-
ля этот период, ознаменованный опричниной,
один из самых драматичных в истории страны.
Лишь косвенно Толстой упоминает былые дости-
жения царя, как например, в «Князе Серебряном»:
Все русские люди любили Иоанна, всею землею.
Казалось, с его праведным царствием настал на
Руси новый золотой век, и монахи, перечитывая
летописи, не находили в них государя, равного Ио-
анну, или в драме «Смерть Ивана Грозного»: Да,
царь в обиду не давал народ! Бывало, сам выходит
на крыльцо, от всякого примает челобитье и ря-
дит суд, а суд его недолог: Обидчик будь хоть князь
иль воевода, а уличен – так голову долой! Однако
все это меркнет на фоне страшных изменений
в характере царя, приведших к катастрофе амо-
ральное и покорное общество.
Zhbankova M. S.
IVAN THE TERRIBLE – KING-ACTOR IN
WORKS OF A. K. TOLSTOY
ВЕСТНИК ВГУ. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ. ЖУРНАЛИСТИКА. 2016. № 2 37
ИВАН ГРОЗНЫЙ – ЦАРЬ-ЛИЦЕДЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. К. ТОЛСТОГО
Как основную историческую базу в характери-
стике царя и его деятельности Толстой использует
«Историю Государства Российского» Н. М. Карамзи-
на. Морализаторский и дидактический стиль исто-
рика, как и социальные симпатии, были близки
писателю, поэтому А. К. Толстой рассматривал
исторические процессы и факты с точки зрения
моральных норм, которые, по его мнению, одина-
ково применимы к любому времени. Поэтому в ро-
мане борются не столько социально-исторические
силы, сколько морал

(39 баллов)