Классические произведения русской литературы являются благодатной почвой
для воспитания потребности любить в человеческой душе. Трудно сыскать
литературу другого народа, в которой тема человека и природы играла бы
такую огромную роль. Воссоздание природы русскими писателями
используется не как фон для сюжетных событий, а как важная составляющая
структуры произведения. Отношение к природе трактуется как определяющая
характеристика духовно-нравственного мира каждого человека.
Хороший пример воспитательной составляющей красоты нашей родной земли
представляется в пробуждении потребности в любви. Так, в рассказе
«Разбуженный соловьями», мальчик просыпается от надоедливого птичьего
пение, рассерженный, он решает расправиться с источниками шума. Но,
увидев, как совсем маленькая птичка издает такие волшебные звуки, что-то
перевернулось в его детской душе. И хотя его поделка из пластилина
совершенно не похожа на настоящего соловья, мальчик ощутил любовь к
прекрасному, к искусству. Автор настаивает, что постигая красоту
окружающего мира, человек постигает любовь в себе.
Художественная литература, посвященная теме природы, глубоко
воздействует на чувства подрастающего поколения, эстетическое воспитание
в целом. В этом помогают произведения Есенина, Бунина, Пришвина,
Бианки, Чарушина и других. Чтение их творений формирует бережное
отношение к богатствам земли, к ценности жизни всех живых существ, учит
любить и заботится о них. Чем сильнее человек стремится удовлетворить
эти потребности, тем счастливее ощущает себя. Без любви человек теряет
силы, а душа его «черствеет». Потребность заботы и любви тесно
переплетены, именно созерцание естественных проявлений этих чувств в
природе показывает всю гармонию нашего мира.