Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех.
Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое,
39
что сделало бы меня заметным среди людей. Это поможет обрести свое лицо, свою индивидуальность».
Хорошо,— сказал волшебник.— А как ты хочешь прославиться: доб ром или злом?Добром.Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слы шал твоего имени и не видел твоего лица. И с первых шагов в этой стране ты должен проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спра шивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запоминали, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удоб но для других, т.е. целесообразно обстановке. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?», «Кто так кра сиво делает?», «Так привлекательно выглядит»? И услышав в ответ «Этикет»,— запомнят твое имя и тебя.Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае. Я ведь не умею.А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.Не могу себе представить.Давай попробуем.
Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, стул с резной спинкой и выгнутыми ножками.
—Садись,— пригласил волшебник.
Юноша подошел к столу и попробовал сесть на этот красивый стул. Но никак не мог приспособиться к нему и, чтобы было удобнее, облокотился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос:
Нельзя ложиться грудью на стол — это не пляж. Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям.Но здесь нет соседей, — растерянно сказал юноша, оглядываясь по сторонам.Но они могут быть. А в твоем путешествии будут обязательно,— ска зал требовательный голос.
И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смягчился и сказал:
—Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях раз ных государств, чтобы научить юношей сидеть за столом, вкладыва ли между туловищем и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Долго приходилось им так тренироваться, чтобы научиться красиво сидеть.
Что еще я должен сделать? — спросил приободренный этим разгово ром юноша.Следить за своей осанкой: плечи расправить, сесть прямо, но не на пряженно, а в естественной позе.
Юноша попробовал, но у него не очень получилось.
—Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно. И когда ты сумеешь это усвоить, тебе можно будет двигаться дальше.
И перед юношей оказалось прямо на поляне чудесной красоты зеркало. Оно заговорило нежным голосом:
—Смотри на меня внимательно и запоминай.
Перед юношей сначала появилась прелестная женщина, она легкой походкой прошла к столу и села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти прижатыми к себе.
—Как красиво,— подумал юноша.
А девушка уже исчезла, и появился юноша. Он так же красиво и просто подошел к столу, сел. (Дети изображают зеркало и по желанию проходят и садятся за стол.)
Это действительно очень красиво и приятно,— воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу. Ему стало очень удобно и радостно. И тут же он увидел себя в волшебном зеркале и сам себе очень понравился.Понравилось? — спросил волшебник.Да, очень.А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит красиво? (Дети думают, почему?)Верно, молодец. Такая поза подчеркивает целесообразность, красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других. И если ты всегда будешь сле довать этим принципам, то люди обратят внимание и запомнят твое имя. Дарю тебе волшебный голос и волшебное зеркало. Они помогут тебе. И пусть тебе везде сопутствуют благородные помыслы и поступки. С этими словами напутствия и отправился юноша по имени Этикет
в путь. Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город, где царили свои обычаи и правила. Так, при входе в город стоял красиво сервированный стол, и в город мог войти только тот, кто выдерживал предложенный экзамен по сервировке стола и умению пользоваться приборами, есть предложенные кушанья.
—Здравствуйте, люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?