Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает
свою молодость и встречи с разбойником Пугачевым. Детство и юность
Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в
романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии
Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в
гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему
другое:
Чему научится он в Петербурге
Мотать да повесничать
Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает
пороху, да будет солдат, а не шаматон. Спорить с отцом не принято было,
он решает, что делать Петруше, в его напутствии сыну звучит серьезный
наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить. Авторитет отца
это основа семьи. Для Петра Гринева это своеобразная клятва на верность
семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: Прощай, Петр.
Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не
гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни
пословицу: Береги платье снову, а честь смолоду.
смерть. Но
одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает
понимать Петрушу: А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще
молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь! И на этом этапе
Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое
целое и взаимно обогатились. Но совсем другим характером обладал один из
обитателей крепости Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и
будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения
перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на
крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет
по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он вьется вокруг Пугачева, старается
ему во всем угодить.
Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того,
чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг.
Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему
не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хочет выжить,
пусть даже через унижение/Совсем иная позиция у супругов Мироновых и
родителей Гринева. Честь и Долг в их понимании превыше всего. Понятие
чести и долга у них не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда
можно положиться. Они по-своему правы. Прав и Петруша, увидевший в
бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные,
огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство
бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность
преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле
раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня Не шуми
мати, зеленая дубровушка, которую как-то вдохновенно пели разбойники,
показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев
жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям. Он готов был
спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей
самобытностью и талантливостью натуры.гачева, который открылся ему всей
самобытностью и талантливостью натуры.Историческая метель стала для
Гринева школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно
гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, оказался перед вопросами
серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская
Россия. На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в
будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет ярым
крепостником, он будет отцом крестьянам. Возмужала в исторической метели
и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне
неуважительно: о ней только и слышно, что она бледна. Представить
страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне! А
она едет! Она убеждает царицу в невиновности жениха. Она побеждает свой
страх, свою не светскость.
Именно Маша Миронова отразила главное, что есть в натуре русской
женщины, способность идти во имя любимого на жертвы. Историческая метель
испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не
ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев.
Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний. И, читая
повесть, мы испытываем радость человек жив, человек сохранился, человек
остался человеком