Автор обращается к поэтике фольклора и из героических народных песен
черпает образы. В центре внимания писателя находится
национально‑освободительное движение украинского народа. Он использует
былинно‑песенный прием: «Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов
сильными крылами, вдруг останавливается распластанный среди воздуха на
одном месте и бьет оттуда стрелой на раскачивающегося у самой дороги
самца‑перепела, – так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и
сразу накинул ему на шею веревку».
Наиболее распространенным
приемом является троекратное повторение. В повести Н. В. Гоголя в самый
разгар битвы Тарас трижды перекликается с казаками: «А что, паны? Есть
еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли
козаки?» И трижды слышится ему ответ: «Есть еще, батько, порох в
пороховницах; не ослабела еще козацкая сила, еще не гнутся козаки!» Всем
героям Запорожской Сечи свойственны патриотизм, преданность Родине.
Умирая, казаки прославляют родную землю: «Пусть же знают они все, что
такое значит в Русской земле товарищество. Уж если на то пошло, чтобы
умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!..»
В
произведениях фольклора звучит мысль о несравнимой ценности Родины, о
желании отдать жизнь за ее свободу и независимость. На свете нет более
позорного и страшного преступления, чем измена Родине.