В начале 19 века русская скульптура, отразившая
подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных
патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение.
К высшим достижением русской и мировой скульптуры
этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин
создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных
деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью
передал их индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные
портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.
Во второй
половине 19 века крупнейшим представителем демократического реализма в
скульптуре, автором насыщенных глубоким психологическим содержанием статуй
русских исторических деятелей был Марк Матвеевич Антокольский, создавший
композиции: Иван Грозный, Пётр I, Нестор-Летописец, Смерть Сократа.
Несмотря на значительные достижения скульптуры 19
века, засилье академических и натуралистических течений в условиях буржуазного
общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного
уровня. В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются
другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые
привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от
национальных реалистических традиций, изображения действительности, привели к
уродливым и бессмысленным экспериментам.