1 мая 1821 г. Гоголя определили в открывшуюся в г. Нежине Гимназию высших наук, одну из лучших в украинской провинции. Гимназия несколько напоминала Царскосельский лицей. Огромное воздействие на гимназистов оказывали прогрессивные преподаватели: инспектор Гимназии профессор политических наук Н. Г. Белоусов (на занятиях внушал гимназистам мысли о свободе, равенстве и неприкосновенности человеческой личности), директор Гимназии профессор математики К. В. Шапалинский (впоследствии обвиненный в создании тайного общества), профессор словесности и французского языка И. Я. Ландражин, профессор немецкой словесности Ф. И. Зингер. Преподаватели давали своим воспитанникам читать сочинения французских просветителей, а также запрещенные произведения К. Ф. Рылеева, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.
Годы учения Гоголя в Гимназии совпали с большими общественно-политическими событиями в России и на Украине: поражение восстания декабристов в Петербурге и жестокая расправа с его участниками; выступление украинских крестьян против закрепощения в Белой Церкви; восстание Черниговского полка.
В 1827 г. в Гимназии возникло «дело о вольнодумстве», в котором были обвинены любимые преподаватели Гоголя. (На допросе Гоголь дал показания в пользу Белоусова.) «Дело о вольнодумстве» закончилось «отрешением от должности» и высылкой из г. Нежина прогрессивных профессоров Гимназии.
В последние годы учебы проявляется разносторонняя художественная одаренность Гоголя: он много читает, пишет, занимается живописью, учится играть на скрипке, увлекается театром, блестяще исполняет в спектаклях комические роли.
Шестнадцатилетний Гоголь мечтал посвятить свою жизнь государственной деятельности (а не литературе!). Вот что он написал в письме своему дяде П. П. Косяровскому: «…Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции… Неправосудие, величайшее в свете несчастье, более всего разрывало мне сердце» [5, с. 102].
В декабре 1828 г. Гоголь отправился в Петербург, чтобы осуществить свои планы: служить народу и государству. Но его ждали разочарования: он не мог найти подходящего места службы. Поэма «Ганс Кюхельгартен» (Гоголь опубликовал ее под псевдонимом В. Алов) не имела успеха. Неудача постигла писателя при попытке поступить в Александринский театр. И только в конце 1829 г. Гоголь устроился в один из департаментов переписчиком бумаг. Затем около года прослужил помощником столоначальника в Департаменте уделов.
Н. В. Гоголь о службе: «…Все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах…» [5, с. 104]. Он возненавидел службу и при первой возможности навсегда расстался с карьерой чиновника.
В 1830 г. Гоголь познакомился с А. Дельвигом, В. Жуковским, П. Плетневым, а 20 мая 1831 г. на вечере у Плетнева был представлен Пушкину.
3. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832).
Анализ учащимися прочитанных рассказов из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», чтение понравившихся эпизодов.
Создавая рассказ, Гоголь широко использовал произведения народного творчества, почерпнув оттуда невероятные сюжеты, образы, характеры, меткие народные слова, песни, предания. В письмах к матери он просил ее описать хороводные игры, национальные костюмы, свадьбы, обычаи.
Но не фантастика, не народные сказания, а жизнь и характер украинского народа – основное содержание «Вечеров…».
«Вечера на хуторе близ Диканьки» ценны тем, что Гоголь показал в них красоту духовной сущности народа, его мечты о вольной и счастливой жизни. В многочисленных персонажах он запечатлел такие черты народного характера, как ум, благородство, сметливость, удаль.
Высокую оценку «Вечерам…» дал Пушкин: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».
4. Сборник «Миргород» (1835).
Сборник повестей под названием «Миргород» имеет подзаголовок: «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
I часть сборника – повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба».
II часть сборника – повести «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Выступления учащихся о прочитанных произведениях.
Сборник «Миргород» – новое явление в русской литературе. Глубина отрицания современной ему пошлой жизни и утверждение положительных гражданско-патриотических идей дали возможность Белинскому назвать Гоголя «главою литературы» и преемником Пушкина.