К началу Великой Отечественной войны Иркутскпредставлял собой крупный промышленный, культурный центр на востоке страны. По переписи 1939 г., в нем проживало 243,4 тыс. человек. В основном это были рабочие и служащие промышленных и учрежденческих организаций — вузов, школ и научно-исследовательских учреждений. Город был раскинут на обширном пространстве, располагался по берегам рекиАнгары и включал в себя находящиеся в 7 километрах к западу поселки Ленино и Ново-Ленино, к городу также относились и небольшие поселки вдоль реки Иркута — поселок имени С. Кирова и Селиваниха. Несмотря на большую разбросанность, Иркутск не имел своего городского автотранспорта. С Ленинским райономи авиационным заводом он был связан железной дорогой: туда курсировал пригородный поезд, или «передача», как его называли местные жители. С отдаленным районом — предместьем Марата, илиЗнаменским предместьем — город был связан автобусным движением, но оно было весьма нерегулярным и соединяло предместье только сжелезнодорожным вокзалом.