Афины.
Известно, что в античной Греции не
сложилось крупного единого государства. Там имели место несколько сот небольших
самостоятельных государств – полисов, которые включали в себя сам город и
прилегающие земельные угодья. Афины были одним из таких самостоятельных
государств – полисов. Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) там
был введен принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности
перед советом глав родов (ареопагом). Уже в 621 г. д н.э. появились законы,
устанавливающие общие нормы поведения для всех граждан и наказание за их
нарушение.
В начале 6 века до н.э., когда правил
архонт Солон, все население Афин было разделено на четыре разряда, в
зависимости от имущественного положения. Это очень ослабило позиции родовой
знати, которые теперь уравнялись в правах с разбогатевшими торговцами и
ремесленниками. В конце 6 века до н.э. вместо разделения полиса на родовые
владения, был принят принцип разделения на 10 округов, каждый из которых
избирал своих представителей в новый совет (совет 500), занимавшийся всеми
текущими делами.
Демократия в Афинах проявлялась в активном
участии граждан в жизни своего государства: решались вопросы войны и мира,
путем голосования избирались должностные лица и т.д.
Спарта.
У Спарты был другой путь развития полиса.
Известно, что государство Спарта было основано дорийским племенем, которое,
поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное население в
бесплатных рабов (илотов). Спартанцы не считали достойным для мужчины
заниматься торговлей, ремеслом, возделывать землю и т.д. Они считали, что этим
должны заниматься рабы. Единственным, заслуживающим уважение занятием мужчин считалась
война. Мальчиков с малых лет обучали искусству войны, слабых младенцев убивали
сразу.
Порядки родоплеменного строя в Спарте
оставались неизменными. Спартой управляли совет старейшин и сходка воинов. Роль
вождей (царей) была ограничена.
Деньги спартанцам были не нужны, они, все как
один, носили простую одежду и питались сообща. Они вели постоянные
захватнические войны с соседями, в результате чего, увеличивали свои земли,
захватывали новых рабов и собирали дань.