1. Организационный момент.
Здравствуйте. Начинаем урок русского языка.
"Язык наш сладок, чист, пышен и богат"
говорил А. Сумароков; "великим, могучим,
правдивым и свободным" называл его И. Тургенев:
Поэты и писатели прошлого не скупились на
эпитеты, говоря о родном языке. Главная цель
уроков русского языка в школе - грамотность.
Писать без ошибок - это норма для грамотного
человека. Сегодня мы приступаем к изучению очень
важной темы на пути к грамотности. Тему вы
назовете сами после просмотра мультэпизода.
Внимание на экран. (1 минута)
Просмотр мультэпизода (приложение 1)
- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (Да, нужно
определить падеж и склонение существительного,
вспомнить правило правописания окончания в
данной форме слова и правильно записать букву).
2. Сообщение темы и цели урока.
- Правильно. А сейчас сформулируйте тему урока
(Правописание гласных и, е в окончаниях
существительных)
-Сегодня мы повторим знания и закрепим умения
по теме, полученные вами в начальных классах.
- Запишите число, классная работа и тему урока.
3. Актуализация знаний.
- Посмотрите на результаты диагностики ошибок в
правописании окончаний существительных,
составленную на основе выполненной вами работы:
она представляет из себя таблицу, отражающую
причины допуска вами ошибок в падежных
окончаниях существительных единственного числа.
- Какие проблемы вы выявили у себя? (опрос 3
учащихся)
- Есть ли, ребята, необходимость в нашем классе
для закрепления знаний по правописанию
окончаний существительных? (Да)
4. Повторение материала, изученного в 4 классе.
- Итак, какие морфологические признаки
существительного мы должны определить для того,
чтобы правильно написать окончание
существительного единственного числа. -
Сформулируйте алгоритм работы.
- Верно.
Алгоритм правописания окончаний
существительных, составленный вами, послужит нам
ориентиром для повторения знаний, необходимых
для того, чтобы добиться главной цели урока -
усовершенствовать свои знания в правописании
окончаний существительных.
Итак, поехали!!!
Отправляемся в путешествие до станции
"Грамотность" через станции "Падеж имени
существительного", "Склонение имени
существительного", "Окончание имени
существительного" и станцию "Самостоятельная"
со всеми остановками по расписанию. Первая
станция "Падеж имени существительного". Что мы
видим из окна вагона (природу, селения, города).
Правильно. Текст задания будет о природе.
Мы разделимся на 4 группы, вам даны слова в
конверте, из которых вы должны составить одно
предложение:
Наше Белое Озеро расположено между двумя
деревнями. Летом у озера можно встретить и детей,
и взрослых. Жители любят в нем купаться. В нашем
озере обитают пескарь, карп и другие рыбы.
Проверка. Запишите предложение, найдите
существительные, определите падеж.
Проверка падежей:
Именительный: озеро, жители, пескарь, карп, рыбы.
Родительный: у озера, детей, взрослых.
Дательный: -
Винительный: -
Творительный: между деревнями, летом.
Предложный:, в озере.
Существительных какого падежа не встретилось в
тексте? (Дательного, винительного)
- В существительных какого падежа встречаются
окончания И, Е (в родительном, дательном и
предложном падежах)
- Правильно. Сегодня нас интересуют формы
родительного, дательного и предложного падежа
единственного числа.
- Эту часть пути вы преодолели успешно! Станция
"Падеж имени существительного" достигнута.
И снова в путь.
Физкультминутка.
Встаньте и изобразите движение поезда.
- Молодцы, садитесь.
- Следующая станция - Склонение
существительного
- Я вам называю существительное, вы называете
другое существительное, которое имеет прямое
отношение к мною названному предмету, например:
школа (заведение) - учитель (тот, кто в ней
работает)
Начнем
Магазин - продавец
Больница - врач
Пустыня - песок
корабль - капитан
А теперь я называю существительное, а вы
подбираете к нему антоним. Что такое антоним?
(слово противоположное по значению)
Ночь - день
Пол - потолок
Суша - вода
- Назовите существительные 1 склонения. Почему
вы их отнесли к первому склонению?
- Назовите существительные 2 склонения. Как
определили склонение?
- Назовите существительные 3 склонения. Как
определили склонение?
- Расставьте стрелки в схеме на карточках,
подпишите работы, сдайте на проверку.