Введение
Успешное формирование профессионализма личности
и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к
труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является
психологическая готовность, т. е. наличие психологических знаний.
Психологическая готовность понимается учеными как комплексное психологическое
образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных
компонентов.
В условиях смены образовательных парадигм,
новых социально-экономических условий, профессиональная
деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние,
психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество
профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической
готовности специалиста.
Роль психологических знаний в профессиональной
деятельности очень велика, так как предполагает знание психологических
новообразований, которое необходимо специалисту, чтобы знать какие процессы
происходят в организме на разных стадиях развития личности.
Для процесса формирования специалиста важное значение
имеют знания уровня профессиональной направленности учащихся.
Профессиональная направленность – это интегративное качество личности,
определяющее отношение человека к профессии. По данным исследований примерно
половина поступающих в училище очень мало знают или совсем ничего не знают о
выбранной профессии. Около 1/3 учащихся не довольны выбранной профессией, а
примерно 60 % не работают по полученной специальности.
Также немаловажную роль в профессиональной деятельности играет
профессиональное самоопределение личности. Профессиональное самоопределение –
это комплекс проблем в профессиоведении, требующий от личности определения
своего отношения к профессиям.
Оно является важным фактором самореализации личности в конкретной
профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий
позволяет личности найти область деятельности для полной реализации,
«выполнения» себя.
Н. С. Пряжников выделяет семь типов самоопределения личности:
1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Для
этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой
деятельности.
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает
выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря).
3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает
сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле
расширяет возможности самореализации личности.
4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает,
что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности