В Палестине и Византии крестоносцы обнаружили множество товаров, ранее не известных жителям Западной Европы. Среди них пищевые продукты, такие как абрикосы, лимоны, сахар, рис; ткани - шелк, бархат, ситец; предметы роскоши - ювелирные украшения, ковры, стеклянная посуда, мягкая мебель. Европейцы по достоинству оценили восточные товары и не собирались от них отказываться даже после того, как им пришлось уйти с Ближнего Востока. Не подлежит сомнению, что последствия крестовых походов для средиземноморской торговли были самыми благоприятными. Первыми открывшиеся перспективы оценили итальянские купцы. Генуя и Венеция, разбогатевшие во время крестовых походов и в особенности после падения Византии, процветали в течение еще нескольких столетий. Возникновение кредитно-финансовых учреждений Крайне интересны последствия крестовых походов для европейских экономических институтов. Необходимость безопасно перемещать деньги на большие расстояния привела к появлению долговых расписок, которые можно было брать с собой в дорогу вместо золота. Выдачей и обналичиванием таких чеков занимался орден рыцарей-тамплиеров. Это была первая в Европе организация, взявшая на себя посреднические функции в финансовых операциях. Тамплиеры с позволения католической церкви занимались и выдачей займов. Если раньше ростовщичество преследовалось и потому было довольно рискованным делом, то теперь ситуация изменилась. Тамплиеры сосредоточили в своих руках огромный капитал, что позволяло им давать займы даже монархам Европы. Впоследствии нежелание французского короля возвращать долг стало причиной ликвидации ордена. Но после разгрома тамплиеров изобретенные ими финансовые инструменты были позаимствованы итальянскими банкирами. Последствия крестовых походов для церкви Для Ватикана результаты организованных им кампаний оказались довольно противоречивыми. На начальном этапе Папе удалось добиться консолидации всего христианского мира. Доходы католической церкви в это время также значительно выросли. Усилилась и политическая роль Папы. Но именно эти перемены, по мнению многих историков, и стали причиной упадка католической церкви. Представители духовенства окружали себя предметами роскоши и все сильнее вмешивались в политические процессы. Это подрывало авторитет церкви. В конечном итоге протестные настроения привели к реформации. Предметом богословских споров стали и сами крестовые походы. Причины и последствия этих кампаний по-разному оценивались религиозными мыслителями. Вопросы о допустимости торговли с язычниками, заимствовании от них культурных и научных знаний вызывали в церковной среде острые дискуссии. Военные новации Крестовые походы привели к совершенствованию тактики боя и некоторых видов оружия. Произошел значительный прогресс в деле строительства крепостей и других фортификационных сооружений. На Ближнем Востоке европейцы впервые познакомились с арбалетом. Важным итогом стало также осознание важности снабжения армий, отправлявшихся в дальний поход. Хотя в военном отношении последствия крестовых походов были провальными для христиан, военное искусство Европы значительно продвинулось вперед. Левантийцы Не все участники крестовых походов вернулись на родину после их завершения. Часть переселенцев из Европы осталась в Ливане, Палестине и Турции после падения Иерусалимского королевства. В основном это были потомки крестоносцев и купцов из Франции и Италии. Они сохранили католическую веру и стали называться левантийцами. В Османской империи они получили некоторые привилегии и занимались в основном торговлей, кораблестроением и ремеслами. Современная позиция католической церкви В наши дни Ватикан довольно осторожно оценивает последствия крестовых походов. Положительные и отрицательные стороны происходивших тогда событий больше не являются предметом публичной религиозной дискуссии. Вместо этого церковь предпочитает говорить о моральной ответственности за свои прошлые действия. В 2004 году, когда Константинопольский патриарх Варфоломей был в гостях в Ватикане, Папа Римский Иоанн Павел II принес извинения за захват крестоносцами столицы Византии. Он осудил применение оружия против братьев по вере, отметив трагические для церкви последствия крестовых походов. Кратко, но мудро прокомментировал слова Понтифика Константинопольский патриарх. "Дух примирения сильнее ненависти," - сказал Варфоломей.