Англ. Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа и лоллардов, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. на рубеже XV-XVI вв. Впервые идеи лютеран. Реформации стали проникать в Англию в нач. XVI в. Почва для восприятия протестант. учения была подготовлена, поводом к началу т. н. «королевской реформации», поддержанной кембриджскими богословами (Т. Кранмером, У. Тиндалом, М. Ковердейлом, Н. Ридли, Х. Латимером и др.), стал конфликт между кор. Генрихом VIII и папой Римским Климентом VII из-за нежелания последнего аннулировать брак короля с Екатериной Арагонской.
С 1529 по 1536 г. созванный по инициативе короля Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (SR 23 Hen Viii. P. 20) (1532), «О подчинении духовенства» (SR 25 Hen VIII. P. 19) (1534), «Об ограничении апелляций к Риму» (SR 24 Hen VIII. P. 12) (1533), «О церковных назначениях» (SR 25 Hen VIII. P. 20) (1534), «Об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни св. Петра» (SR 25 Hen VIII. P. 21) (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (SR 28 Hen VIII. P. 10) (1536). Парламент принял Акт о супрематии (1534), провозгласивший короля верховным главой Церкви, и впервые узаконил независимую от Рима национальную англикан. Церковь (Ecclesia Anglicana), управляемую примасом - Архиепископом Кентерберийским. Под контролем короля оказались конвокация англ. духовенства, назначение на церковные должности, финансовые поступления от церковных бенефиций и десятины. Земельные владения Церкви перешли к королю в результате проведенной им в 1535-1539 гг. секуляризации имущества Церкви. Роспуск мон-рей сопровождался уничтожением икон, скульптур, витражей и церковных реликвий. В результате «королевской реформации» А. Ц. превратилась в один из ин-тов гос-ва. Право утверждать ее доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королем и англ. парламентом. На 1-м этапе преобразования не затрагивали вероучения Церкви, что определялось позицией Генриха VIII, отрицательно относившегося к лютеранству. Среди англикан. богословов большой вес имела группа епископов во главе со Стефаном Гардинером, стремившаяся сохранить в неприкосновенности католич. вероучение. Им противостояло крыло духовенства, возглавляемое Архиепископом Кентерберийским Томасом Кранмером, главным идеологом англ. Реформации в 1-й пол. XVI в. В 1536 г. Комитет Реформации под председательством Кранмера, поддерживавший тесные связи с нем. протестант. теологами Ф. Меланхтоном, М. Буцером, В. Ф. Капито, А. Озиандером и др., сформулировал основные принципы англикан. вероисповедания - «Десять статей», закреплявшие, несмотря на их компромиссный характер, разрыв с римско-католич. доктриной, поскольку в них признавались лишь 3 таинства - Крещение, Евхаристия и Покаяние, а также декларировался протестант. принцип оправдания верой. Под влиянием Кранмера и его единомышленников Генрих VIII разрешил в кон. 30-х гг. XVI в. издавать и распространять англ. переводы Библии (см. Библия, переводы), в 1539 г. вышло 1-е изд. т. н. Большой Библии (Greate Bible), но в результате победы традиционалистов, издавших в 1539 г. «Шестистатейный статут» (см. Шесть статей), возвращавший Церковь Англии к римско-католич. доктрине, Генрих VIII ввел ограничения на чтение и толкование Библии для мирян (1543). Сторонников кальвинизма, распространившегося в 30-40-х гг. XVI в. в Англии, не удовлетворял умеренный характер церковной реформы. Восшествие на престол кор. Эдуарда VI (1547-1553) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации Церкви Англии. Были отменены «Шесть статей», сняты ограничения на чтение Библии и создана комиссия для выработки англикан. символа веры. В 1547 г. под ред. Т. Кранмера была издана Книга гомилий (см. Гомилиарии), сыгравшая важную роль в истории англикан. богословия. Важнейшим шагом в англ. Реформации стало издание Книги общих молитв (1549, 2-я редакция - 1552), окончательно закреплявшей признание только 2 таинств и трактовку символического характера Евхаристии. Введение Книги общих молитв сопровождалось «Актами о единообразии», унифицировавшими литургическую практику англиканства. В 1552 г. комиссия Кранмера завершила работу над 42 статьями, утвержденными Эдуардом VI в качестве офиц. вероисповедания А. Ц., однако смерть короля и восшествие на престол Марии Тюдор (1553-1558) прервали развитие англ. Реформации. Ее правление было отмечено восстановлением католичества, возрождением монашеских орденов, реституцией церковных земель, преследованием протестантов и эмиграцией многих из них в Германию и Швейцарию.