Охарактеризуйте Древнюю Русь с точки зрения столкновения Востока и Запада, язычества и...

0 голосов
78 просмотров

Охарактеризуйте Древнюю Русь с точки зрения столкновения Востока и Запада, язычества и христианства, кочевников и землевладельцев.
Пожалуйста!


История (446 баллов) | 78 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

В течение столетия территория Древнерусского государства была местом взаимодействия культур средневекового мира. Культурные, торговые, политические и династические отношения связывали Русь с Западной и Центральной Европой, с одной стороны, с Византией и Азиатским Востоком — с другой. В Х в. Русь оказалась в центре основных торговых путей: через нее проходили знаменитый путь “из варяг в греки” (из Северной Европы в Византию), “шелковый путь”, соединявший западные страны с Кавказом, Нижним Поволжьем, Средней Азией и Китаем. В это время был известен и “Волжский путь”, по которому восточные товары через русскую землю перевозились в Западную Европу. Популярной среди населения южных областей восточно-славянского мира была дорога по Дону, Нижней Волге и Каспию до Багдада (Иран).

Политические и экономические отношения стали прочным фундаментом для встречи многих цивилизаций на территории Древней Руси, способствовали пересечению различных культурных влияний. Эти влияния и наложили свой отпечаток на самобытную древнерусскую культуру, оставили свой след в жизни древнерусского общества. Поэтому культуру Древней Руси невозможно изучать изолированно, без сопоставления с синхронно развивающимися цивилизациями Византии, Балканских стран. Центральной и Западной Европы, Закавказья, Средней Азии и Ирана.

Принятие христианства способствовало тому, что культурные традиции, выработанные восточными славянами, соединились с наследием высокой цивилизации Византии, стран передней Азии и Средиземноморья. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень. После принятия христианства на Руси распространяются грамотность, книжное просвещение, создаются библиотеки при монастырях, княжеских и боярских дворах. Через переводную греческую литературу наряду с христианским богословием проникают элементы схоластической учености и даже античной философии. Развиваются летописание, литература. Когда были найдены первые новгородские берестяные грамоты, предполагалось, что этот вид письменных источников может 'быть обнаружен и в других регионах северной Европы, имеющих сходные условия для сохранения березовой коры в земле, однако они были найдены только в русских городах — Новгороде, Старой Руссе, Смоленске, Витебске, Пскове. Грамотность была распространена, вероятно, более всего среди городского населения. Помимо берестяных грамот, об этом говорят и многочисленные граффити-надписи на внутренних стенах каменных церквей XI—XIII вв. Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов. Это благочестивые поминания, записи о событиях тех лет, среди которых граффити в Софийском соборе в Киеве о смерти “царя нашего”—великого князя Ярослава Мудрого в 6562 (1054) г.


(86 баллов)