Образ Воланда – это ведущий образ, с которым связана булгаковская идея, начатая в «Дьяволиаде» - исследование дьявольской сущности в советской действительности. Мир, из которого ушёл Бог, наполняется дьявольским и Воланд – это символ лежащего во зле мира. Он не замечаем, т.к. всё вокруг такое же. Это мир, кишащий бесами. Воланд проверяет мир на наличие вечных ценностей. С этой т.з. он выявляет культурную и нравственную деградацию общества.
Признаки Воланда: хромота, разные глаза, голова пуделя на трости, портсигар с буквой «дельта». В Москве его узнаёт только мастер. Воланд призван вершить судьбу – он устраивает москвичам судный день: буфетчик Соков, Лиходеев, Берлиоз, Прохор Петрович и др. Ещё 1 значение Воланда – утверждение бытия Бога.
Московский план романа – это гротеск. Булгаков исследует мировоззрение и образ жизни москвичей. Это общество идеологического фанатизма, общество, которое отказалось от веры в Бога => проблема веры и безверия. Кто же тогда правит миром? По Булг., это Бог.
Социалистическое гос-во обуржуазивается. Современные литераторы занимаются только тем, что делят дачи и путёвки. Массолит ничем не занимается, потому что ни на что не способен. Коровьев и Бегемот стремятся в Массолит. Здесь создают псевдолит-ру (дом Грибоедова горит как символ).
Одна из важнейших тем романа – тема бала дьявола. Бал Сатаны – это ежегодное сборище всех преступников. Именно для этого Воланд приехал в Москву. Входит тема диктатора – Воланда, который правит дьявольским миром (московским миром). Булгаков считает природу власти дьявольской изначально.
Моск. Мир – это мир варварства и язычества. В нём ноказуемо всё, что выбивается из общей действительности. Выбиваются двое: Берлиоз и Иван Бездомный. Берлиоз – фарисей, т.к. он отказался от прежних ценностей. А Иван представляет невежество, сказочное сознание (# он говорит, что Канта нужно в Соловки отправить). С этой идеей Москвы как мира варварства и язычества связаны и др. имена: Стравинский и Римский.
Уровень культуры в романе определяет нравственный статус общества: интеллигенты и обыватели сближены, у них общие пороки: взяточничество, использование служебного положения, духовный примитивизм и ненависть к инакомыслящим.
Однако же в этом мире есть и добро, оно единично и связано с Мастером и Маргаритой.
2 пласт романа – библейский. Мастер пишет роман о Христе как о важнейшем событии мировой истории. Евангельский сюжет – это апокриф. Булгаков существенно изменяет Новый Завет. Булгаков ставит 2 важнейшие проблемы: какова природа человека и каковы его возможности в истории.
Иешуа (=Иисус) – воплощение 3х основных благодетелей: истина, милосердие, мужество. По Булгакову, Иисус это конкретная историческая личность, это идеальный человек. Ему противостоят 3 персонажа: Понтий Пилат (его грех - трусость), Иуда (грех предательства), Каифа (грех фанатизма). Иешуа – воплощение полной свободы личности. Понтий Пилат утверждал, что человек по природе зол, но Иешуа доказывает обратное.
В булгаковской концепции действительность дуалистична (добро и зло) => в человеке есть и то и др., от самого человека зависит, что возобладает. Человек слаб, но любой грех может быть искуплен при жизни или после.
В структуре романа соотношение 2х пластов происходит ч/з осевых героев: Иешуа (помазанник божий) и Мастер (безымянный моск. историк). Как было когда-то распятие Христа, так есть и распятие Мастера в современных главах. В представлении Булгакова судьба художника – это а) вечная общечеловеческая драма и б) современная трагедия художника 20 в.
Осевые герои имеют своих духовных антагонистов: Иешуа/Понтий Пилат и Мастер/Берлиоз. У них есть и предатели: Иуда и Магарыч (из-за квартиры). Оба героя имеют учеников: у Иешуа - Левий Матвей, у Мастера – Иван Бездомный (персонаж, кот. изм-ся к концу романа – обретает корни, становится профессором богословия Иваном Ник. Понырёвым).
Действие романа происходит в опр. время – весна, накануне Пасхи (со среды до пятницы). Умирают герои в субботу утром, а в библ. Сюжете в среду Иешуа приходит в Иершалаим, в четверг – казнь. Т.о. сюжеты идут параллельно.