В начале 18 века усилилась имперская политика Российского государства. Это привело к окончательному закреплению за Московией донских земель после разгрома Булавинского восстания в 1708 году, которое фактически было обороной Дона от захвата московскими войсками. Уже на следующий год была разрушена Запорожская Сечь и изгнана за Дунай. В исконно казачьих землях начала строить царские гарнизоны и крепости, где садили воевод для надзора за оставшимися казаками. Земли Всевеликого Войска Донского превратились в Азовскую губернию.
Следующим этапом имперской политики был захват земель по ту сторону Кубани. Для этой цели был сформирован Кубанский корпус, штаб которого временно базировался в недавно построенной крепости Дмитрия Ростовского (совр. Ростов-на-Дону). Полевой штаб располагался ближе к передовым позициям.
История освоения Кубани Московией уходит в 1704 год, когда была подписана российско-турецкая конвенция, в которой говорилось: «Азовскому городу даётся от Кубанской стороны уезд, считая его от Азова и Кубани даже до окончания десяти часов езды конною». Эта неопределенность в тексте конвенции привела к значительным разногласиям: русские конники проехали за десять часов реку Ею и еще 5530 саженей, а турки за это время не доехали даже до реки 1350 саженей. Вот тогда было решено установить границу в 1660 саженях южнее Еи, где находилась гряда древних курганов.
Договор в Кучук-Кайнардж 1774 года закрепил право русских владеть крепостью Азов. После этого донской казачий гарнизон был заменён на русский, но мирное население в незначительном количестве осталось. Немедленно была назначена губернская администрация в Азов. Губернатором стал генерал-поручик В.А.Чертков, а обер-комендантом крепости – генерал-майор Ливен.