В 1557 г. Филипп II приостановил платежи иностранным кредиторам; он сделал это отчасти в угоду местным властям, требовавшим запрещения вести торговлю иностранцам. Однако такое мероприятие, как будто направленное к увеличению благосостояния страны, в результате снижения вывоза капиталов нанесло ущерб торговле, так как торговцы-поставщики являлись одновременно и покупателями испанского сырья — шерсти, оливок, вина ит. д. Тотчас уменьшился спрос на данные товары. Испанское казначейство, которому иностранцы перестали предоставлять займы, оказалось вне благоприятном положении, поэтому пришлось отменить запрет иностранцам вести торговлю.
В общем экономическая политика Испании колебалась между двумя совершенно противоположными направлениями; с одной стороны, налицо было стремление к охране интересов торговцев и промышленников, с другой стороны, растущие нужды казны и отсутствие твердости в управлении ею приводили к потере всех выгод от политики, благоприятной для торговцев и промышленников. Увеличивались налоги внутри государства и предоставлялись льготы иностранцам, от которых так сильно зависели в финансовом отношении испанские монархи.
Достаточно привести в качестве примера некоторые факты, имевшие место в царствование Филиппа II. Во время войны с Нидерландами король, столь твердо и жестко проводивший репрессии, ни разу не подумал о запрещении торговли с голландцами, покупавшими у испанцев значительное количество товаров. Произошел редкий случай — враждебным судам был открыт доступ в испанские порты.
Когда же английские торговые суда хотели войти в Средиземное море, король увидел в этом опасность и приказал не допускать туда кораблей английского торгового флота, поскольку они могли нанести ущерб интересам Испании. В 1578-1579 гг. посол Филиппа II в Швеции Франсиско деЭрасо вел переговоры со шведским правительством о заключении соглашения, по которому испанцам были бы предоставлены рынки в Хелсиндоре и Хелсиборне; это обеспечило Испании возможность торговли по всему Балтийскому морю, так как конкуренция со стороны англичан и голландцев была устранена.
Наряду с этим были проведены и другие меры. Так, например, 9 апреля 1581 г. во все торговые центры отдельным коммерсантам и торговым людям был разослан циркуляр с просьбой высказать свое мнение о том, что они считают нужным предпринять для возрождения пришедшей в упадок испанской торговли. Ответы на этот циркуляр прислали многие организации и отдельные лица.
Наряду с этими мерами Филипп II предпринял и такие, как, например, наложение ареста на богатства частных лиц, вывезенные ими из Америки, что отрицательным образом повлияло на состояние платежей в Медине, или издание в 1575 г. закона о тройном увеличении налога на торговые сделки (алькабала), против чего протестовали все города. Несомненно, король понял свою ошибку, так как размер налога, установленного в 1575 г., был снижен, однако неблагоприятные последствия этого закона сказывались в течение нескольких лет. Были увеличены также и таможенные пошлины.
В мирных договорах XVI в. отмечается стремление защитить торговые интересы Испании. Это можно видеть в Лондонском договоре 1520 г., в соглашении, заключенном в Кале в 1521 г., и в Мадридском договоре 1526 г. Те же цели преследовались и в некоторых договорах XVII в., хотя после смерти Филиппа II важнейшими интересами страны часто пренебрегали в результате безответственности министров или в силу политических соображений. Примером может служить указ 1603 г., изданный герцогом Лермой, согласно которому запрещалась торговля с голландцами.
Кроме того, налагалось 30% пошлины на все товары, вывозимые из Испании или импортируемые в страну, в случае отсутствия доказательств, что товары и судно, их доставившее, не принадлежат Голландии. Этот указ косвенно наносил ущерб и всей внешней торговле. Франция прибегла к репрессиям, и Лерма вынужден был внести изменения в свой указ; достаточно было письменного обязательства капитана судна не перевозить голландских товаров и не заходить в голландские порты.