Введение.XVIII век был знаменателен для России заметными переменами изначительными достижениями в области искусства. Изменились его жанроваяструктура, содержание, характер, средства художественного выражения. И вархитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусствовыходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, впетровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. Встановлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможнобыло полагаться на старые художественные способы выражения, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастеране только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русскихлюдей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовкибыла посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многиерусские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии,Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусствовступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями,выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которыепредстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройкихудожественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями,в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законысредневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей ииконописи.Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства вРоссии, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере ониподготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIIIвека. Вступая на позиции искусства нового времени со значительнымзапозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношенииевропейскими странами, русская живопись по-своему отражает общиезакономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светскоеискусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге иМоскве, но уже со второй половины XVIII века получает значительноераспространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвлениеживописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества.Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесномконтакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщемудостоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а такжешироко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. Как уже давноустановили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, напротяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярковыраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшиемастера своего дела – представители отечественной художественной школы ииностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровскойэпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н. Никитин (ок. 1680 – 1742)Портрет первой половины 18 столетия.В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи- парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту.