Самоопределение - это важный этап в жизни человека, который включает в себя поиск собственного места в мире. Человек ставит перед собой цель, идеальное представление того, чего он должен достичь. Цели могут быть большими и маленькими, долгосрочными или быстровыполнимыми, но нужно ли всю жизнь стремиться к достижению цели, пусть даже невыполнимой, или проще плыть по течению и вести бесцельное существование?
Ни один из вариантов не обещает перспектив, но если действовать от противного, то, я считаю, невыполнимая цель куда страшнее бесцельной жизни.
Эта проблема лежит в основании человеческого существования, поэтому всегда волнует умы писателей и философов.
Обратимся к произведению М.Ф. Достоевского "Преступление и наказание". В нем студент, которому еда хватает денег, решается на убийство старухи-процентщицы. У него были свои мотивы для совершения преступления: философия Родиона Раскольникова разделяет людей на высших и низших. Под вторую категорию попадает старушка, убив которую, Родион, казалось бы, выполняет свою цель, в которой он видел спасение человечества, - избавиться от расходного материала в лице процентщицы, получив из этого средства ему более нужные, чем ей, а так же пользу для общества, ведь чем меньше таких людей как старуха, по мнению Раскольникова, тем лучше. Итак, почему же его цель остается невыполнимой и почему последствия, к которым она привела, не оправданы? Его невыполнимая цель есть идеализированный образ, к которому Родион стремился, а следовательно - сомнительный. Мало того, что он не добился желаемой пользы для общества, так и сам Раскольников личной выгоды не получил - будущее представало для него каторгой за содеянное преступление. Ставя перед собой невыполнимую цель, человек заранее обрекает себя на провал, потому как цели должны быть определены возможными средствами для их выполнения.
Бесцельное существование в этом плане куда прагматичнее. Жизнь человеческого общества бессмысленна - люди появились случайно, без цели и замысла. Человеческий срок короток, нет смысла строить грандиозные планы. Но куда яснее отражает суть человеческое предопределение. Увы, наше общество не идеально, две трети от успеха зависят не от индивидуальных качеств, а от обстоятельств: страна, семья, социальный класс, материальные средства и тому подобное. Эта проблема широко распространена не только сейчас, но и много раньше, о чем свидетельствует пьеса А.Н. Островского "Гроза", в которой всю жизнь за главную героиню Катерину решал кто-то другой. Ее выдали замуж за сына богатой купчихи Тихона Кабанова, инфантильного, флегматичного мужчину. Обстановка в новой семье была напряженной и враждебной (стоит заметить, что раньше Катерина жила окруженная теплотой и заботой). Кабаниха, мать Тихона, была стервозной, жестокой женщиной, мелочной и лицемерной, стремящейся лишь за собственной выгодой. Ее сын, в свою очередь, всегда потакал матери. Единственный раз, когда Катерина все-таки совершила то, чего ей действительно хотелось, она рисковала получить жестокое порицание со стороны окружающих людей, ведь тогда измена считалась непростительной (даже если женщина выходила замуж по расчет, а не по любви). Катерине ничего не оставалось, кроме самоубийства, ведь жить в такой обстановке она не могла, а уйти к другому не имела права. Конфликт человека и общества, показанный в пьесе Островского, четко показывает предопределенность человеческой судьбы. Какие бы цели человек перед собой не ставил, он с наибольшей вероятностью не добьется ничего больше того, что было дано ему случайностью. Это значит, что бесцельное существование - это та горькая правда, к которой рано или поздно придет человек.
Каждый день человек ставит перед собой небольшие задачи, чтобы достичь одну единственную истинную цель - это потребность в счастье, ведь если жизнь ему не мила, то и жить ему будет незачем.