Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных
ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества
конкретных наук. Это археология, этнография, история и социология. Для
философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение
культуры в ее общих чертах, т. е. с мировоззренческих позиций;
во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом
процессе в целом.
Понятие культуры является сложным и
неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и
предметом изучения множества конкретных наук. Это археология,
этнография, история и социология. Для философии в отличие от этих наук
свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т. е. с
мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее
места в обществе и историческом процессе в целом.
Сам термин
культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в
переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя
более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы
понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека
вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто
употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и
воспитанности человека. Определение известного культуролога Э. С.
Маркаряна гласит: "Культура есть способ внебиологической адаптации
человеком окружающей действительности".
Понятие культуры в Китае и в
Индии (понятие "дхарма") - целенаправленное воздействие человека на
окружающую его природу, воспитание и обучение человека. В Греции видели в
"пайдейе", т. е. "воспитанности", которую они считали синонимом
культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров. Эпоха Рима,
особенно в поздний ее период - близко к понятию цивилизации. Культура
стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху
средневековья процесс создания культурных ценностей и всей деятельности
человека целиком отдавался в удел бога. Подлинное возрождение интереса к
изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения.
Именно
в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие
гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.
Для
буржуазной философии - понимание под культурой различных форм духовного
и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в
движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении.
Кант рассматривал культуру прежде всего с позиций морального сознания
(его знаменитый категорический императив). Шиллер как совокупность
эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры
эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура
предстает как область духовной свободы человека. Таким образом
представители немецкой классической философии рассматривали сущность
культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в
определенной исторической последовательности и образующих единую линию
духовной эволюции человечества.
Многочисленные философские школы
ХХ века очень интенсивно занимались и занимаются изучением феномена
культуры. Собственно говоря, именно в это время возникла философия
культуры как самостоятельная философская дисциплина. Последователи
неокантианства (Риккерт и М. Вебер) рассматривали культуру прежде всего
как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в
жизни и организации общества того или иного типа.