Образ монастыря в произведении Мцыри ,кратко

0 голосов
133 просмотров

Образ монастыря в произведении Мцыри ,кратко


Литература (42 баллов) | 133 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Поэма Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году и писалась как романтическое произведение. Это исповедь кавказского юноши, прожившего свою основную часть жизни в дали от родины, в монастыре. Еще совсем ребенком он попал в плен к русским, был помилован и отправлен в «святую обитель».
За все время нахождения в монастыре Мцыри не переставал тосковать по родине, он представлял себе родимый край, своих близких. Однажды ночью юноша сбегает из монастыря. На воле он пробыл всего три дня, но это время можно сравнить с целой жизнью, которой у него до того не было. Герой успел почувствовать себя хозяином своей судьбы, наконец-то ощутить себя свободным. После возвращения в монастырь юноша умирает. Недаром эпиграфом к этой поэме служит цитата из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».
Одних из главных впечатлений сбежавшего юноши становится встреча с природой во всей ее величественности:
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
…………………………………….
Я в нем глазами и душой
Тонул…
Среди природы герой чувствует себя естественно, юноша ощущает себя частью всего сущего. Ведь в природе он как раз и видит проявление главного могущества во Вселенной – Бога. Мцыри чарует величественность открывшегося перед ним мира. Символично то, что в ночь побега героя природа тоже будто взбунтовалась, разразилась буря, которая не пугает, а скорее зачаровывает юношу. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья – это «братья в пляске круговой», горные хребты – в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе:
Кругом меня цвел божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж листов…
Важным моментом становится для героя и встреча с юной грузинкой у ручья. Эта девушка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Он почувствовал, что теперь чужой для людей, да и сами люди больше не близки ему: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».
Да, за три дня проведенных на воле, среди природы Мцыри духовно переродился. Кульминационным моментом этого перерождения можно, безусловно, назвать встречу с барсом:
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Мцыри побеждает дикого зверя. Это час его триумфа. Благодаря этой победе он осознает, что если бы жил на родине, то там стал бы знатным воином. Для него это очень важно, ведь он победил не только барса, но и рабский дух монастыря.
Но автор показывает, что, не смотря на стремление юноши жить на воле, он не способен прижиться в таких условиях. Это не по силам ему. Монастырская жизнь подорвала его дух и здоровье. Неосуществимо его желание добраться до родного края. Поэтому, обессилев, Мцыри возвращается к стенам монастыря.
Но, несмотря на ощущение близкой смерти, дух его не сломлен. Мцыри просит перенести его в монастырский сад, дабы умирать, вспоминая о своих родных и о тех трех днях, которые он по-настоящему прожил, окунувшись целиком в бурлящую, свободную жизнь.

(144 баллов)