Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия:
путешествовать, жить в деревне, “вперить ум” в науки или посвятить себя
“искусствам творческим высоким и прекрасным”. Чацкий стремится
“служить”, а не “прислуживаться”, причем служить “делу”, а не “лицам”.
Чацкий
— передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж
Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды
направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой
эпохе, а особенно — на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”. По
этому поводу И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал: “При
резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не
переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где
под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся
лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим,
больного со здоровым... ”
Мы видим, что Чацкий — неординарная
личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает
свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что
противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время
таких, как Чацкий, называют “белыми воронами”, так как они не такие, как
все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно
поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не
понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:
С ума сошел!. . Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть.. . с чего б взяла она