Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала
европеизированным государством и членом европейского сообщества наций.
Управление и юриспруденция, армия и различные социальные слои населения
были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и
торговля, в техническом обучении и науке появились большие
достижения. Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии в
отличие от классической западной не под влиянием генезиса капитализма,
балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на
крепостническо-дворянской основе. Созданное Петром I новое государство
не только существенно повысило эффективность государственного
управления, но и послужило главным рычагом модернизации
страны. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по
своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и
послепетровской России. С другой стороны, итогом деятельности Петра I
некоторые историки считают создание «регулярного государства», т.е.
государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и
шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно
возрастают роль монарха, его влияние на все сферы жизни общества и
государства. Главная психологическая опора русского государства –
православная церковь – в конце XVII в. была потрясена в своих основах и
постепенно теряла свое значение, начиная с 1700 г. и до революции 1917
г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю
духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе
церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она
отдалялась от них, становилась послушным орудием власти, что
противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому
укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли
царем-антихристом.