Образ шинели очень важен в развитии сюжета повести.
* завязка – возникновение идеи сшить новую шинель или починить старую;
* развитие действий – походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта» ;
* кульминация – кража новой шинели;
* развязка - безуспешные попытки Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней;
* эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.
Гоголь сумел не только увидеть, но и показать опасность деградации общества, в котором равнодушие людей вошло привычку, где не только принимают и провожают,
но и относиться к человеку "по одежке".
Общество, где весь смысл ЖИЗНИ, все свое будущее счастье "маленький человек"
видит не в реальных достижениях, а в ПОШИВЕ НОВОЙ ШИНЕЛИ,
которая из простой одежды и вдруг превращается в символ благополучия,
уверенности в себе, уважения в глазах других.
Но скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание» . Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания» .
Именно в этот момент — Акакий Акакиевич освобождает от чиновничьего мундира свою душу. В герое пробуждается поруганное человеческое достоинство, становится видно страдающее человеческое лицо.