Новый Иерусалим - Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - уникальное явлении в истории русской культуры и один из самых красивых монастырей, расположенных в Московской области. Замысел его основателя, реформатора Русской Православной Церкви патриарха Никона, заключался в том, чтобы воссоздать под Москвой на реке Истра образ Святой Земли - "Русские Палестины" - с точным подобием храма Гроба Господня в Иерусалиме. В середине XVII века, когда города Истры не существовало и в помине, а на его месте располагалось сельцо Воскресенское, здесь, среди дремучих лесов, волей патриарха Никона была начата одна из самых амбициозных строек за всю историю России. Желая сделать московское государство центром всего православного мира, патриарх решает построить монастырь, копировавший Святые места Палестины. Окрестности села Воскресенского приобретают диковинные названия: Елеон, Вифания, Капернаум, гора Фавор. Речку Истру переименовали в Иордан.
На строительстве были заняты тысячи крестьян и лучшие мастера каменного дела. Гран-диозные оборонительные сооружения возвели в течение нескольких лет. А в апреле 1658 г. началось строительство Воскресенского собора - по замыслу создателей, он должен был в точности воспроизводить Храм Гроба Господня в Иерусалиме. В Палестину отправили мас-теров, составивших четкие чертежи храма. Как образец русские архитекторы использовали кипарисовую модель, привезенную в Москву Иерусалимским Патриархом Паисием.
В середине XVII века одной из главных задач Российского государства было воссоединение с Россией украинских и белорусских земель, а также укрепление своего влияния на Бал-канах. Для этого было необходимо унифицировать церковные обряды, в которых за сотни лет накопилось немало различий. У реформы Никона появились непримиримые противники, защитники древнего благочестия. Так было положено начало расколу в Русской Православной церкви. Патриарх не только встал во главе этих масштабных преобразований, но сделался соправителем царя Алексея Михайловича. Новый Иерусалим превратился в своего рода штаб-квартиру реформаторов. Однако единомыслие царя и патриарха продолжалось недолго. В 1657 г. Алексей Михайлович присутствовал на освящении Воскресенского храма, а на следующий год "премудрая двоица" распалась. Никон оставляет Москву. Местом пребывания опального патриарха становится Новый Иерусалим.