Фонетический разбор заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова и предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1.
При проведении фонетического разбора необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибке. Нужно помнить, что характеризуется не буквы, а звуки слова.
Существует несколько вариантов записи фонетического разбора, которые различаются оформлением характеристики звуков и букв.
Первый вариант фонетического разбора слова (по школьной традиции)
Схема фонетического разбора слова.
1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове,
укажите ударный слог.
3. Запишите фонетическую
транскрипцию слова.
4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),
звонкие, глухие (парные, не
парные), какой буквой обозначены.
5 Укажите количество звуков и букв.Образец фонетического разбора слова (по школьной традиции), отбелить
о-тбе-лить 3 слога
3-ий слог является ударным [адб'ил'йт']
[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»; [д] — согласный, твёрдый (пара [д']), звонкий (пара [т]); обозначен буквой «т»; [б'] — согласный, мягкий (пара [б]), звонкий (пара [п']);обозначен буквой "б"; [и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»; [л'] — согласный, мягкий (пара [л]), звонкий (пара [-]); обозначен буквой «л»; [и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»; [т'] — согласный, мягкий (пара [т]), глухой (пара [д']); обозначен буквами «т», «ь».
7 звуков, 8 букв
Второй вариант фонетического разбора слова (усложнённый вариант)
Схема фонетического разбора слова.
1. Запишите фонетическую транскрипцию слова.
2. Поставьте ударение в слове, укажите ударный слог.
3. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.
4. Укажите, какие звуки обозначают буквы. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные:
ударные — безударные, какой
буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные).
5. Укажите количество звуков и букв.