Эпиграфы к сочинению:
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза
чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью
скрипача!
Н. Гумилев
24 августа 1921 года поэт Николай Гумилев был расстрелян по постановлению Петроградской губчека за участие в контрреволюционном заговоре (как стало известно недавно, «обвинению послужили только никем не проверенные и не доказанные показания одного человека»). В «деле» Гумилева осталась справка из домоуправления, что в квартире, где проживал поэт, ему не принадлежало ничего, «кроме 1303 экз. книг», среди которых были
написанные его любимыми писателями, и несколько поэтических сборников, прекрасных и благородных плодов его «сада души». «Книг после смерти Гумилева осталось меньше, чем должно было быть, налицо еще одно — помимо убийства — уголовное преступление: обворовали его современников, обворовали нас с вами. Мы так никогда и не узнаем, какой высоты еще мог достичь Гумилев,— он был молод и возрастом, и духом. Он бы столько всего еще мог написать!»
Настоящее произведение поэтического искусства, утверждал Гумилев в статье «Наследие символизма и акмеизм» (1913), должно быть совершенным, отточенным, как лезвие бритвы. Достижимо ли это? Можно ли превратить теоретические выкладки в реальность стихов?
Это достижимо, утверждал Гумилев, если поэт станет героем, выбирающим трудный и опасный путь. Оставалось показать свой характер, подтвердить слова своей жизнью. И Гумилев это делал. Приходилось ломать характер, подчинять все высокой цели, отказывать себе в покое, любви, в обыкновенных земных радостях. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным, отправиться в длительные и рискованные путешествия, охотиться на львов и носорогов; он пошел добровольцем на империалистическую войну и получил за храбрость два солдатских «Георгия» и, наконец, оказавшись в следственной камере Петроградской губчека, заявил следователю о своем «монархизме», вместо того чтобы предпринять попытку оправдаться и спасти свою жизнь.
• Когда я кончу наконец
• Игру в саспе со смертью хмурой,
• То сделает меня творец
• Персидскою миниатюрой…
• И вот когда я утолю
• Без упоенья, без страданья
• Старинную мечту мою
• Будить повсюду обожанье.
• Персидская миниатюра
Мечтательный лирик, он вытравил из своего сердца влюбленность и задумчивость, избавился от грусти и растерянности и в горниле страстей выковал сильный, звенящий, как дамасская сталь, голос, уничтожающий человеческий страх и покорность, прокладывающий дорогу человеческой гордости и мужеству. Героями его стихотворений становятся открыватели новых земель и флибустьеры, скитальцы-арабы и средневековые рыцари, охотники на африканских диких зверей и бесстрашные капитаны.
Безусловно, романтический дух большинства его произведений, обусловивший выбор определенной системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Презрение к миру денежных интересов, мещанскому благополучию, духовной бездеятельности, неприятие буржуазной морали побуждали поэта создавать героев по контрасту с современниками, героев, одухотворенных идеями дерзкими, рискованными, но в основе своей — благородными, охваченных неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующих победу над внешним миром, даже если эта победа достигалась ценой их жизни.
• Как конквистадор в панцире железном,
• Я вышел в путь и весело иду.
• То отдыхая в радостном саду,
• То наклоняясь к пропастям и безднам.
• Порою в небе смутном и беззвездном
• астет туман… но я смеюсь и жду,
• И верю, как всегда, в мою звезду,
• Я, конквистадор в панцире железном.
• И если в этом мире не дано
• Нам расковать последнее звено,
• Пусть смерть приходит, я зову любую!
• Я с нею буду биться до конца,
• И, может быть, рукою мертвеца
• Я лилию добуду голубую.
• Сонет
Второй характерной особенностью поэзии Гумилева является отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвыше