Яблоком раздора для героев стала капитанская дочка. Гринев и Швабрин полюбили Машу, но их любовь очень разная. Петр сочиняет для девушки стихи, а Алексей их критикует, разнося в пух и прах. Это и понятно, ведь ему самому нравится Мария, но разве искренне любящий человек мог выставить свою возлюбленную в дурном свете и порекомендовать сопернику подарить ей серьги вместо стихов, чтобы она вышла к нему в сумерки.
Алексею Ивановичу нравится капитанская дочка, он ухаживает за ней, но когда получает отказ, распускает о ней грязные и лживые слухи. Этот человек не способен на искренние, добрые и чистые чувства, Маша ему нужна лишь в качестве красивой куклы, которую можно переделать на свой лад. Характеристики Гринева и Швабрина показывают, насколько это непохожие друг на друга люди. Петр никогда не позволил бы себе оклеветать или принуждать к чему-то свою возлюбленную. Алексей – подлый и трусливый, действует обходными путями. На дуэли он выстрелил Гриневу в спину, затем донес родителям Петра о поединке, чтобы те запретили сыну жениться на Марии. После перехода на сторону Пугачева Швабрин использует свою власть, заставляя девушку стать его женой. Даже в конце он не может допустить счастья Гринева и Мироновой, поэтому наговаривает на Петра.
Петр Андреевич питает к капитанской дочке самые светлые и чистые чувства. Он всей душой прикипел к семье Мироновых, ставшей для него родной. Молодая девушка сразу приглянулась офицеру, но он пытался действовать деликатно, сочинял для нее стихи, чтобы покорить сердце красавицы. Характеристики Гринева и Швабрина дают представление о понятии чести у этих двух людей. Алексей Иванович сватался к Мироновой, но получил отказ, он не смог с достоинством признать свое поражение, поэтому всеми силами пытался запятнать репутацию девушки. Гринев в свою очередь защищает возлюбленную, вызывая противника на дуэль. Петр жизнь готов отдать ради Маши, рискуя, он вызволяет девушку из заточения Швабрина, вывозит ее из крепости. Даже на суде он старается не запятнать честь Мироновой, хотя ему грозит пожизненная каторга. Такое поведение говорит о благородстве героя.