Свободолюбивое, гневливое море было одним из излюбленных образов в поэзии романтизма. Так, воспевая его красоту, Жуковский в элегии «Море» рассматривал море как антитезу неба, где море олицетворяет любящего, а небо – любимого. Соединяясь, эти образы становятся гармоничным целым.С вечностью и вселенной соотносит море (как стихию) и Белла Ахмадуллина в стихотворении «Мне вспоминать сподручней, чем иметь». Море предстает великим и всесильным, даже подавляющим человека, колоссальная разница между человеком и стихией ясно ощущается в строках «Как будто я, превысив чин ума, посмела фамильярничать с Вселенной». Но человек стремится к познанию, пусть и осознавая свою слабосильность. И земные чувства, «блеск бытия» преломляются в бессмертные высокие смыслы – так раскрывается тема поэта и поэзии.
В «Сонете» Ахматовой рассматриваются иные категории – мы можем наблюдать противостояние сиюминутности и времени. «Пусть море осаждает календарь» – так раскрывается конфликт между бренностью и временем, и морю в этой борьбе отведена незавидная роль.
Как и в «Капитанах» Гумилева, стихия покорена – но не людьми, а самим временем. В образе «седого венца» проступает нечто, что оказывается могущественнее «и терния, и лавра» – память, покоряющая актуальную реальность.