От. В отношениях человека и природы можно выделить три основные стадии. Доиндустриальное общество (до начала техничекой революции в конце XVIII - начале XIX века) характеризуется если и не полной гармонией с окружающей средой, то по крайней мере минимальной возможностью для человека влиять на экосистему. Для индустриального общества характерно стремление поставить природу на службу человеку: быстрое развитие экономики требует все больше и больше энергии и сырья, в то время как технических возможностей для их добычи становится все больше и больше. К сожалению, на этой стадии экономика доминирует над экологией, и через несколько десятилетий экосистема оказывается под угрозой уничтожения. Только наступление постиндустриальной эры, когда ноосфера начинает преобладать над техносферой, способно предотвратить неминуемую катастрофу. Устанавливаются очистные сооружения, способные до минимума сократить загрязнения воздуха и воды, резко ограничивается потребление близких к исчерпанию ресурсов, более того: человек создает некий добавочный продукт, способный в определенной мере компенсировать прошлое разрушительное воздействие на окружающую среду: искусственно разводятся близкие к исчезновению животные, очищаются загрязненные водоемы, мелиорируются пустыни.
Время существования человека можно выраэить формулой: t1=t2-Rt+НД, где t2 - время существования планеты, R -темп потребления ресурсов, t- время потребления ресурсов, НД - ноосферная деятельность. При t стремящимся к бесконечности сохранение целостности земли возможно только при R стремящимся к 0.Это возможно только за счет ноосферной деятельности.
Для перехода отношений человека и природы на этот качественно новый уровень необходимо соблюдение нескольких условий: во - первых, ситуация должна стать настолько серьезной, чтобы привлечь внимание всего общества; во - вторых, уровень технологии должен быть способен удовлетворить потребности людей при минимальном использовании ресурсов (развитие безотходных производств, нахождение альтернативных источников энергии и т.д.) - иначе соображения сиюминутной экономической выгоды возьмут верх над заботой о природе. В-третьих, благосостояние общества должно быть таково, чтобы средний налогоплательщих был в состоянии оплатить экологические программы (а они весьма дороги). В настоящий момент только Западная Европа и Северная Америка более или менее соответствуют всем этим требованиям, в то время как восточноевропейские государства и развивающиеся страны нарастающими темпами проедают свои ресурсы