Фонвизин и классицизм
Творчество Фонвизина теснейшим образом связаны с особым
направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре). Оно получило
название классицизма (от лат. classcus — образцовый) Появившись в ряде
европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов,
олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в
начале XVII века . Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII
—XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.
В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирике и
в драматургии.
Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного
в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима,
которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов
древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и
правила требовали от искусства, в частности от древнерусской литературы,
ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении
произведений.
Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и
настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы
и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого
ума, чувств, воли и рук.
Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и
завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос
дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными
законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах
идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме", образу, которым в
классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и
гармонического искусства.
Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом
и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством
гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума
и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и
преобладающими над интересами отдельной личности.
Наибольшего расцвета в литературе классицизма пераоначально
достигла драма как род словесного и сценического искусства.
Драма (от греч, drama — «действие»), как известно, — один из
трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно
изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или
читателем развертываются явления, составляющие внешний мир.
События предстают в качестве живого, развертывающегося в
настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и
в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может
говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или
поведение персонжей (например, когда то или иное действующее лицо произносит
реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить — «в сторону»
т. е. желая скрыть свое мнение).
Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для
того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули
требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.