Во-первых, неравномерная загруженность трудом в течение года, что
проявляется в сверхнапряжении в весенне-летний и осенний периоды и
минимальной занятости зимой.
Во-вторых, у крестьян выстраиваются специфические доверительно личные
взаимоотношения, вытесняющие все другие формы межличностных отношений.
При этом общение происходит во внешне грубоватой форме, часто на «ты» и
по имени. Это объясняется тем, что вся жизнь человека в деревне проходит
на глазах у односельчан. Постепенно формируется дух сплоченной закрытой
общины, где «все за одного и один за всех», принято помогать друг
другу. Все ключевые вопросы — принципы воспитания детей, выбор брачного
партнера и др. — подвергаются коллективному обсуждению. По их поводу
выносится общественное мнение, которое служит основой принятия
индивидуального решения. Таким образом, уровень коллективизма очень
высок.
В-третьих, местные слухи и сплетни играют ведущую роль в процессе
информационного обмена в жизни деревни. Для местных жителей они гораздо
важнее, чем любая информация о внешних событиях, которой обязательно
дается местная интерпретация.
В-четвертых, практически всем жителям деревни присущ ограниченный
жизненный опыт, так как они редко покидают свою деревню, а их жизнь
небогата событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует
особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся
городской жизни. Она же обусловливает ограниченность культурного выбора —
недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности,
существующих у горожан. Они не могут посещать музеи, театры,
художественные выставки, рестораны, ночные клубы и т.п. Результатом
становится невозможность формирования у сельчан, особенно молодежи,
развитого культурного вкуса и разносторонних потребностей. У них
отсутствует иммунитет против низкопробной продукции массовой культуры,
хлынувшей в деревню в последние годы.